Оглавление

Поскольку скорейшим серийным поставкам ТБ-7 в ВВС РККА на начальном этапе существования этой машины придавалось большое значение, еще до окончания госиспытаний на заводе №124 была создана большая группа технологов-проектантов, возглавлявшаяся профессором КАИ Е.Н. Сивальневым, которая по чертежам ОКБ, полученным в 1937-1938 году, начала разработку директивной технологии изготовления агрегатов планера и сборки самолетов. На основе этих работ на заводе была проведена соответствующая реконструкция и разработан план подготовки производства. С целью ускорения хода производства и повседневного оперативного обслуживания его, из ОКБ на серийный завод вместе с И.Ф. Незвалем была направлена группа конструкторов, непосредственно участвовавших в создании опытного экземпляра самолета. Помимо этих кадров, на перспективу можно было в случае серьезной серии ТБ-7 подключить к работам инженеров ОКБ, работавших во главе с Б.А. Саукке над вторым экземпляром и серией "МГ", а также имелись виды на людей из КБ Болховитинова, занимавшихся серией ДБ(А) (к моменту появления в Казани И.Ф. Незваля была построена серия из пяти машин ДБ(А), переданных в ВВС, дальнейшие работы по этой машине были свернуты в пользу более передового ТБ-7, а ОКБ Болховитинова практически в полном составе было отозвано в Москву).

Оценка весенней комиссии 1938 года по состоянию завода №124 была положительной - серию ТБ-7 в Казани строить можно.

В Москве И.Ф. Незвалю предстояло весьма трудное и деликатное дело: сформировать минимальное по составу свое ОКБ из сотрудников ОКБ-156, которое было бы способным решать вопросы, связанные с серийным производством ТБ-7. Эта задачка была на уровне "вывода Моисеем евреев из Египта". В ОКБ-156 конструкторов, желающих добровольно расстаться с Москвой и переехать в Казань, не нашлось. Поэтому Наркомат принимает решение направить в Казань людей сначала в командировку сроком на год, считая, что года хватит для того, чтобы они там прижились. Тем более что в Москве, в ОКБ-156, сложилась не самая веселая обстановка. Помимо того, что в рядах ощущалась "всеобщая дрожь" в ожидании "КОГО ВОЗЬМУТ СЛЕДУЮЩЕГО?", после ареста А.Н. Туполева, В.М. Петлякова и многих других ведущих специалистов ОКБ началась череда реструктурирования единого механизма туполевского детища. На территории ОКБ появился целый сонм мелких КБ, занимавшихся самой разноплановой авиационной тематикой, в цехах опытного завода шли работы по самым разным машинам, самых разных конструкторов. На территории по улице Радио работали ОКБ Беляева, Шевченко и Никитина, Кочеригина и др. Главным конструктором завода №156 назначается Поликарпов. Из завода №156 начиная с 1936 года выводятся в качестве самостоятельных творческих формирований с переводом на новые территории ОКБ Архангельского, Сухого, Голубкова.

TB-7Pe-8047.jpg

Авария самолета ТБ-7 №4211 на аэродроме НИИ ВВС в Щелково 30 апреля 1940 г.

Многие из сотрудников, работавших по ТБ-7, уходят во вновь организованные КБ, что, естественно, ослабило костяк незвалевской группы.

Так что, когда Наркомат издавал приказ о годичной командировке, он все это учитывал и считал, что многие посчитают за благо пересидеть очередное смутное время на Волге, чем сесть надолго рядом с Москвой-рекой.

После долгих переговоров и уговоров И.Ф. Незвалю удалось составить работоспособную группу конструкторов и подобрать руководителей по направлениям работ. В состав группы вошли многие конструктора, работавшие по ТБ-7: К.И. Попов, А.Г. Агладзе, Б.Л. Кербер, И.Е. Борисенко, Н.В. Куршев, И.В. Протопопов, M.M. Галинников, П.Л. Ерухимович, М.М. Соколов, Б.С. Иванов, Е.М. Пантелеев, А.И. Белов, С.И. Савельев, В.М. Шитов, В.П. Жаров, В.И. Светлов, В.Л. Чистяков и др.

В Казани, как и планировалось, к ним присоединились сотрудники ОКБ-156, работавшие по "МГ". Всего в группу вошло около 75 человек.

Первыми в Казань отправились каркасники. Эта группа по решению Наркомата объединялась с КО завода №124. Постепенно не без труда решались бытовые проблемы вновь прибывших. Но все же основной задачей нового ОКБ являлось, не самосовершенствование, хотя и это крайне важно, а скорейшее внедрение в серию ТБ-7. Для этого, прежде всего, пришлось детально изучить полученные из Москвы чертежи и расчеты. Многие чертежи надо было срочно править, с тем чтобы они стали подлинно рабочими чертежами. При поступлении чертежей в цеха для изготовления первых деталей серийного самолета у производственников и технологов возникла масса вопросов и предложений, направленных на упрощение изготовления и унификации ряда деталей, сюда следует добавить доработки документации по замечаниям ВВС и по результатам испытаний опытной машины и "дублера". Все это требовало от ОКБ быстрых решений и оперативных изменений чертежей. С началом сборки агрегатов планера таких вопросов становилось все больше.

TB-7Pe-8048.jpg

Оглавление