Пе-8 4 М-82
При полетной массе 28200 кг на первой границе высотности удалось у земли получить максимальную скорость 358 км/ч, на 2000 м - 393 км/ч, на 3000 м - 400 км/ч и на 4500 м - 386 км/ч; максимальная скорость на высоте 2500 м - 410 км/ч. На второй границе высотности на высоте 5100 м максимальную скорость получили 390 км/ч. В процессе испытаний имел место ряд системных дефектов двигателей, которые в значительной степени затянули испытания.
Основными из них были: недостаточная высотность, несоответствующая ТУ; недостатки в работе карбюраторов; выбросы масла из суфлеров на высотах более 4000 м; тяжелый запуск при температурах ниже плюс 10 градусов; неустойчивая работа на малом газу; течи масла в маслосистеме из под прокладок различных соединений, особенно из под кожухов тяг. За все время испытаний было заменено восемь М-82, из них четыре из-за дефектов двигателей, остальные по замене на двигатели поздних выпусков.
Одним из важнейших пунктов в испытаниях Пе-8 4М-82 стали испытания на максимальную дальность полета. Предстояло выбрать трассу, в конце которой с самолета можно было бы сбросить 3000 кг бомб, и чтобы протяженность трассы была не менее 5000 км, при этом планировалась продолжительность полета порядка 15 часов.
После рассмотрения ряда маршрутов остановились на маршруте в Среднюю Азию со сбросом бомб в пустынной местности за Ташкентом.
Эти испытания были как бы финалом работы по этой машине и проводились в октябре 1942 года, поэтому пришлось выбирать дни с хорошей погодой. Взлет и посадку решили производить с Казанского аэродрома ГВФ. Вылет назначили на вечер, с тем чтобы посадку проводить утром засветло. Самолет нормально стартовал и ушел в восточном направлении в сторону Ташкента. По радиосвязи в Казань шла постоянная информация о полете. Экипаж вышел на полигон и сбросил бомбы, затем лег на обратный курс. После прохода Аральского моря связь с Пе-8 прекратилась. Связь восстановилась только перед посадкой самолета на аэродром в Казани. И первой информацией с борта была радиограмма, что экипаж просит обеспечить посадку без круга. Информация всех встревожила, все подумали, что на борту не все в порядке. Но самолет, приблизившись к аэродрому, сделал полагающийся круг, нормально зашел на посадку и вскоре подрулил к стоянке. Ни Водопьянов, ни Говоров такой радиограммы не давали. И только ведущий инженер Аржанов признался Незвалю, что он послал такую радиограмму так как ему показалось, что топлива осталось слишком мало. Все прошло хорошо, новые двигатели в этом дальнем полете не подвели, хотя по ходу испытаний с силовой установкой было всякое. Важнейший этап испытаний был закончен. В баках еще оставался остаток топлива, замерили. По результатам этого полета были зафиксированы следующие результаты по дальности полета Пе-8 4М-82: при полетной массе 35000 кг, с 2000 кг бомб, с запасом топлива 11950 кг, на высоте 4000 м при средней скорости 300 км/ч самолет обеспечивал дальность полета 5800 км; при полетной массе 36000 кг, с 3000 кг бомб (из них две ФАБ-500 на внешней подвеске), с тем же запасом топлива дальность получалась 4400 км.
Подготовленный отчет по результатам испытаний был предъявлен в НИИ ВВС, НКАП и в штаб АДД. Материалы испытаний с замечаниями были приняты всеми этими инстанциями. После утверждения отчета заместителем командующего ВВС Репниным он явился основанием для запуска в серию Пе-8 4М-82 на последующие годы. До конца года завод выпустил еще один Пе-8 с М-82 (на фоне трех с М-30 и 15 с АМ-35А), а в следующих 1943 и 1944 годах все Пе-8 строились и сдавались в части только с двигателями типа М-82. 8 апреля 1943 года Пе-8 4М-82 №42049 был принят АДД как эталон 1943 года. Первый серийный Пе-8 №42058 поступил на вооружение 746 авиационного полка в январе 1943 года, затем последовало еще несколько машин, поступивших в полк к лету. Всего за 1943 год завод №22 выпустил 18 Пе-8, и все они были с М-82.
В заключении к отчету по испытаниям говорилось:
"Установка на самолете Пе-8 M-82 вместо АМ-35А:
- улучшает взлетные характеристики, снижая длину разбега на 20%;
- увеличивает дальность по боевому профилю до 4400 км при 3000 кг бомб;
- повышает живучесть самолета (отсутствие водосистемы);
- снижает максимальную скорость на 10 км/ч и снижает потолок на 1000 м за счет недоведенности М-82 и карбюратора АК-82БП;
- учитывая, что полученные преимущества являются основными для данного типа самолета, как ночного дальнего бомбардировщика, рекомендовать установку М-82 на самолете Пе-8;
- заводам №19 и №33 устранить указанные дефекты М-82 и АК-82БП;
- заводу №22 устранить дефекты, указанные выше, после чего передать один самолет в АДД к 15 ноября 1942 года, для опытной эксплуатации, в процессе которой НИИ ВВС совместно с АДД снять летные характеристики самолета".