Оглавление

TB-7Pe-8093.jpgTB-7Pe-8094.jpg

Пе-8 4АЧ-30Б

В 1942 году на свободу вышел Чаромский. Он был принят Сталиным. После чего начались работы по реанимации темы авиационных дизелей и попытки восстановить их подорванное реноме.

Накануне своего освобождения А.Д. Чаромский, находившийся на положении зэка-конструктора в Казани, пришел к Незвалю в кабинет и сообщил ему, что скоро с изготовлением и доводкой дизелей М-30 наступит перелом и они надежно будут работать на Пе-8 и других самолетах (речь шла о модификации М-30Б). Когда Незваль спросил Чаромского, что же произошло, Чаромский сказал, что им разработаны необходимые мероприятия и что его вызывают в Москву к Сталину. Как говорилось выше, после приема у Сталина Чаромский был произведен в генерал-майоры и ему было присвоено звание Лауреата Сталинской премии. Вернувшись на завод №500, Чаромский тут же энергично приступил к доводке своего дизеля. Вскоре Незваль получил указание ставить модернизированные М-30Б на Пе-8.

В середине 1942 года завод №22 поставил М-30Б на Пе-8 №42038, который поступил в ноябре 1942 года в опытную эксплуатацию в 45-ю дивизию АДД. Самолет прибыл с завода в часть 6 ноября 1942 года и проходил испытания по программе опытной эксплуатации до 6 февраля 1943 года. За этот период было выполнено 35 полетов, из них два полета на боевое задание. За время опытно-боевой эксплуатации по причинам различных дефектов было заменено три двигателя М-30Б. Основные дефекты двигателей были в основном производственно-технологического характера, сопровождавшиеся поломками элементов и агрегатов двигателя. На основе испытаний была дана удовлетворительная оценка работе М-30Б на Пе-8. В заключении к акту по испытаниям отмечалось: "В процессе эксплуатации М-30Б на самолете Пе-8 работал удовлетворительно на всем диапазоне высот до 9000 м. Двигатели могут быть рекомендованы в серийное производство для самолета Пе-8. Устранить все дефекты, выявленные в опытной эксплуатации".

В конце 1942 года завод №22 выпустил два Пе-8 №42029 и №42039 с двигателями М-30Б. Один самолет поступил для опытной эксплуатации в АДД один самолет продолжал проходить до конца года заводские испытания на заводе. Машины были рекомендованы для боевой работы в АДД. Последние четыре машины из 93 выпущенных ТБ-7 - Пе-8, выпуска 1944 года, были также с дизелями М-30Б (N№42612, 42712, 42812 и 42912). Первые две машины были выпущены в варианте самолетов, предназначенных для специальных пассажирских перевозок - Пе-8ОН (о них информация будет представлена ниже). Полностью довести М-30Б так и не удалось, и их применение во второй половине войны на Пе-8 было эпизодическим.

Отдельной главой в истории Пе-8 стало применение с этих самолетов самых крупных советских авиабомб того периода - ФАБ-5000.

Развитие отечественных фугасных авиабомб в годы Второй мировой войны велось по нескольким направлениям: увеличение прочности корпуса бомб, совершенствование технологий изготовления и по пути увеличения максимального калибра. Еще во время ожесточенных боев под Сталинградом Верховное Командование КА поставило перед промышленностью задачу создания и использования бомб сверхбольшого калибра.

Оглавление