Носовая часть фюзеляжа самолета «105» (документ из архива музея ОАО «Туполев»)
10. Стрелково-пушечное вооружение самолета состоит из кормовой подвижной установки под две пушки ТКБ-494 калибра 23 мм для обороны задней полусферы. Кормовая установка размещена на хвостовой части фюзеляжа. Углы обстрела по вертикали и по горизонту - ± 30 град. В соответствии с ПСМ, сама установка позволяет увеличить углы обороны до ± 40 град. Патронные ящики имеют емкость по 300 патронов каждый. Мы предусмотрели электообогрев патронных ящиков, но думаю, что при такой близости патронных ящиков к горячей части двигателей у них не будет больших колебаний температуры в полете.
Прицеливание из кормовой установки в основном ведется стрелком-радистом с помощью радиолокационного прицела «Аргон-2». Этот прицел имеет обзор ± 35 град, по обеим осям и обеспечивает, при вдвое меньшем, чем у «Аргона», времени переходных процессов обзора видимой им части сферы, обзор на дистанции до 9000 м и захват цели на дистанции до 3000 м. Для уменьшения ошибок при стрельбе из-за деформаций конструкции, «Аргон-2» размещен совсем рядом с пушечной установкой. Дублирующим прицелом кормовой установки является разрабатываемый сейчас телевизионный прицел СТП-1. Он имеет углы обзора ± 45 град, во все стороны, что обеспечивает стрельбу установки по крайней мере в заданных углах ± 30 град. Приемник оптического сигнала устанавливается в обтекателе на верхушке киля, индикатор стоит у стрелка. Для того чтобы стрелок не мог прозевать приближающийся сзади истребитель с работающим радиолокационным прицелом, на самолете установлена аппаратура «Сирена-2», дающая в этом случае звуковой сигнал. И «Аргон-2», и СТП-1 соединены с дистанционной стрелковой установкой через вычислительный механизм ВБ-253.
11. Самолет Ту-105 имеет нормальную бомбовую нагрузку - 3000 кг, максимальную - 9000 кг. Все варианты бомбовой нагрузки размещаются внутри одного бомбового отсека, расположенного в центре тяжести самолета. Внутри отсека могут быть размещены следующие варианты нагрузок:
ФАБ-100 |
24 шт. |
2400 кг |
ФАБ-3000 |
2 шт. |
6000 кг |
ФАБ-250 |
24 шт. |
6000 кг |
ФАБ-5000 |
1 шт. |
5000 кг |
ФАБ-500 |
18 шт. |
9000 кг |
ФАБ-6000 |
1 шт. |
6000 кг |
ФАБ-1500 |
6 шт. |
9000 кг |
ФАБ-9000 |
1 шт. |
9000 кг |
В отсеке нами предусмотрены все типы бомб, однако мы считаем, что на самолете Ту-105 следует перевозить только бомбы типа М-50 и М-54, допускающие надежное сбрасывание на больших скоростях. Мы полагаем, что для этого самолета бомбы старых типов должны быть сняты с рассмотрения и Макетная комиссия должна сказать по этому поводу свое слово.
При летных испытаниях Ту-16 уже было выявлено, что сбрасываемые бомбы раскачиваются из-за образования вихря в задней части отсека. Имеются пути устранения этого явления в виде либо щитка, либо скоса задней стенки отсека, либо дополнительной подачи воздуха в заднюю часть отсека сверху. Все эти мероприятия лечат явление на дозвуковых скоростях, а что будет на сверхзвуке, мы не знаем. Сейчас в ЦАГИ проходит испытания фюзеляж самолета Ту-98, специально приспособленный для выяснения этого явления на скоростях, больших М=1. По результатам испытаний нами будут проведены необходимые мероприятия.
12. Управляет сбрасыванием бомб штурман. Система управления электрическая как боевая, так и аварийная, причем последняя присоединена к аккумуляторам, чтобы обеспечить сброс бомб при обесточивании всего самолета. На самолете установлен электросбрасыватель ЭСБР-56, приспособленный для бомбометания до 2000 км/ч.
Прицеливание при бомбометании осуществляется через оптический прицел ОПБ-15, сопряженный с автопилотом. Вне видимости цели или при полете ночью бомбометание выполняется с помощью радиолокационного прицела «Рубин-1», который снабжен навигационно-бомбардировочным автоматом со стрелочным индикатором и приспособлением для бомбометания по вынесенной точке.
Система подъема бомб обычная, как на самолете Ту-16. Подъем производится с помощью двух или четырех лебедок БЛ-47ЭМ-Т с тросоукладчиком и электрическим управлением. Эти лебедки легче лебедок БЛ-52 и по качеству им не уступают.
13. При применении самолета Ту-105 на морских театрах военных действий на нем могут быть подвешены:
Мины |
||
Донные АМД-500 |
12 шт. |
6600-7000 кг |
Донные АМД-2М или ИГДМ |
8 шт. |
8800 кг |
Плавающие АПМ |
8 шт. |
6800 кг |
Донные «Серпей» |
6 шт. |
8700 кг |
Якорные «Лира» |
8 шт. |
7600 кг |
Торпеды |
||
Высотные 45-54 |
6 шт. |
6600 кг |
Реактивные РАТ-52 |
4 шт. |
2520 кг |
Моряки просили нас подвесить реактивные торпеды РАТ-52М и РАТ-3, но мы до сего времени не имеем чертежей этих торпед. Не имеем мы чертежей и прицела для торпедометания «Налим». По вопросу размещения этих торпед и прицела нам придется специально собираться по получению нами материалов.