Предыдущая Оглавление Следующая

Tu22021.jpg

Носовая часть фюзеляжа самолета «105» (документ из архива музея ОАО «Туполев»)

10. Стрелково-пушечное вооружение самолета состоит из кормовой подвижной установки под две пушки ТКБ-494 калибра 23 мм для обороны задней полусферы. Кормовая установка размещена на хвостовой части фюзеляжа. Углы обстрела по вертикали и по горизонту - ± 30 град. В соответствии с ПСМ, сама установка позволяет увеличить углы обороны до ± 40 град. Патронные ящики имеют емкость по 300 патронов каждый. Мы предусмотрели электообогрев патронных ящиков, но думаю, что при такой близости патронных ящиков к горячей части двигателей у них не будет больших колебаний температуры в полете.

Прицеливание из кормовой установки в основном ведется стрелком-радистом с помощью радиолокационного прицела «Аргон-2». Этот прицел имеет обзор ± 35 град, по обеим осям и обеспечивает, при вдвое меньшем, чем у «Аргона», времени переходных процессов обзора видимой им части сферы, обзор на дистанции до 9000 м и захват цели на дистанции до 3000 м. Для уменьшения ошибок при стрельбе из-за деформаций конструкции, «Аргон-2» размещен совсем рядом с пушечной установкой. Дублирующим прицелом кормовой установки является разрабатываемый сейчас телевизионный прицел СТП-1. Он имеет углы обзора ± 45 град, во все стороны, что обеспечивает стрельбу установки по крайней мере в заданных углах ± 30 град. Приемник оптического сигнала устанавливается в обтекателе на верхушке киля, индикатор стоит у стрелка. Для того чтобы стрелок не мог прозевать приближающийся сзади истребитель с работающим радиолокационным прицелом, на самолете установлена аппаратура «Сирена-2», дающая в этом случае звуковой сигнал. И «Аргон-2», и СТП-1 соединены с дистанционной стрелковой установкой через вычислительный механизм ВБ-253.

11. Самолет Ту-105 имеет нормальную бомбовую нагрузку - 3000 кг, максимальную - 9000 кг. Все варианты бомбовой нагрузки размещаются внутри одного бомбового отсека, расположенного в центре тяжести самолета. Внутри отсека могут быть размещены следующие варианты нагрузок:

ФАБ-100

24 шт.

2400 кг

ФАБ-3000

2 шт.

6000 кг

ФАБ-250

24 шт.

6000 кг

ФАБ-5000

1 шт.

5000 кг

ФАБ-500

18 шт.

9000 кг

ФАБ-6000

1 шт.

6000 кг

ФАБ-1500

6 шт.

9000 кг

ФАБ-9000

1 шт.

9000 кг

В отсеке нами предусмотрены все типы бомб, однако мы считаем, что на самолете Ту-105 следует перевозить только бомбы типа М-50 и М-54, допускающие надежное сбрасывание на больших скоростях. Мы полагаем, что для этого самолета бомбы старых типов должны быть сняты с рассмотрения и Макетная комиссия должна сказать по этому поводу свое слово.

При летных испытаниях Ту-16 уже было выявлено, что сбрасываемые бомбы раскачиваются из-за образования вихря в задней части отсека. Имеются пути устранения этого явления в виде либо щитка, либо скоса задней стенки отсека, либо дополнительной подачи воздуха в заднюю часть отсека сверху. Все эти мероприятия лечат явление на дозвуковых скоростях, а что будет на сверхзвуке, мы не знаем. Сейчас в ЦАГИ проходит испытания фюзеляж самолета Ту-98, специально приспособленный для выяснения этого явления на скоростях, больших М=1. По результатам испытаний нами будут проведены необходимые мероприятия.

12. Управляет сбрасыванием бомб штурман. Система управления электрическая как боевая, так и аварийная, причем последняя присоединена к аккумуляторам, чтобы обеспечить сброс бомб при обесточивании всего самолета. На самолете установлен электросбрасыватель ЭСБР-56, приспособленный для бомбометания до 2000 км/ч.

Прицеливание при бомбометании осуществляется через оптический прицел ОПБ-15, сопряженный с автопилотом. Вне видимости цели или при полете ночью бомбометание выполняется с помощью радиолокационного прицела «Рубин-1», который снабжен навигационно-бомбардировочным автоматом со стрелочным индикатором и приспособлением для бомбометания по вынесенной точке.

Система подъема бомб обычная, как на самолете Ту-16. Подъем производится с помощью двух или четырех лебедок БЛ-47ЭМ-Т с тросоукладчиком и электрическим управлением. Эти лебедки легче лебедок БЛ-52 и по качеству им не уступают.

13. При применении самолета Ту-105 на морских театрах военных действий на нем могут быть подвешены:

Мины

Донные АМД-500

12 шт.

6600-7000 кг

Донные АМД-2М или ИГДМ

8 шт.

8800 кг

Плавающие АПМ

8 шт.

6800 кг

Донные «Серпей»

6 шт.

8700 кг

Якорные «Лира»

8 шт.

7600 кг

Торпеды

Высотные 45-54

6 шт.

6600 кг

Реактивные РАТ-52

4 шт.

2520 кг

Моряки просили нас подвесить реактивные торпеды РАТ-52М и РАТ-3, но мы до сего времени не имеем чертежей этих торпед. Не имеем мы чертежей и прицела для торпедометания «Налим». По вопросу размещения этих торпед и прицела нам придется специально собираться по получению нами материалов.

Предыдущая Оглавление Следующая