Еще через два дня, 8 октября 1963 г., теперь уже из КНР пришел сигнал оповещения. По данным ВВС Шэньянского военного округа, U-2 нарушил воздушное пространство КНР, пролетев в северо-восточной части КНР на удалении 250-300 км от границ СССР на высоте 19800-22000 со скоростью 750 км/ч. Китайцы выдавали оповещение на КП 11-й ОА в период с 7-14 до 8-44. Дежурные средства 11-й и 14-й ОА сокращенного расчета приводились в готовность № 1. На наиболее вероятные направления пролета нарушителя перебросили перехватчики: на аэродром Украинка - 2 Су-9, Хвалынка - 1 Су-9. Безречная - 2 Су-9.
В это время китайцы, проанализировав маршруты U-2 и сосчитав, что они шесть раз летали в районе провинций Цзянсу и Чжэцзян, решили организовать там зенитный "барьер". Все пять батальонов ЗРК (по другим данным - четыре) срочно передислоцировали, расположив примерно в одну линию по направлению с юго-запада на северо-восток вдоль побережья. Таким образом создали охраняемую зону протяженностью около 160 км. 26-29 октября 1963 г. зенитчики скрытно заняли новые позиции, планируя с 1 ноября заступить на боевое дежурство. 29 октября в 22-00 2-й батальон разместился у деревни Чжаоцзяао на юго-востоке Шанжао. Раньше здесь в основном выращивали чай, но теперь главным стало обеспечение зенитчиков.
1 ноября зам. Главкома ВВС Чэн Цзюнь в Шанжао проводил совещание с руководящим составом всех зенитно-ракетных батальонов. На нем приняли решение - включать излучение станций наведения ракет ЗРК на удалении не более 37 км. В это время поступило сообщение, что в 7-23 из Таоюаня на Тайване в очередной раз взлетел U-2 и в 7-43 пересек береговую черту. В 8-00 он приблизился к позициям ЗРК, недолгое время его удаление от позиций 4-го батальона составляло всего около 35 км, затем самолет полетел на северо-запад. А тем временем совещание продолжалось. Наконец Чэн Цзюнь его закончил и приказал всем срочно вернуться на позиции своих батальонов, приняв решение попытаться сбить U-2 на обратном пути.
Сигнал оповещения от ВВС Пекинского ВО НОАК поступал и на КП войск ПВО СССР в период с 5-05 до 5-40 и с 6-51 до 7-12.* Самолет-нарушитель пролетел в центральной части КНР на удалении 520-240 км от границы МНР (1460-1200 км от границ СССР) на высоте 20500-21400 м со скоростью 800 км/ч. В целях предупреждения нарушения границ СССР на вероятных направлениях пролета цели произвели усиление дежурных средств ИА и ЗРВ 11-й, 12-й и 14-й ОА с их приведением в готовность № 1 и переброской трех Су-9 на аэродромы Безречная и Украинка.
В 11-15 U-2 взял курс на Тайвань, зенитчики его уже ждали. Командир 2-го зенитно-ракетного батальона Юэ Чжэньхуа подтвердил строжайший приказ о включении излучения станции наведения ракет на удалении не более чем 37 км. Самолет пролетел Цзюцзян и направился на Шанжао. В 13-52 удаление самолета составляло 350 км, в батальоне объявили готовность № 1. По данным РЛС высота цели составляла 20500 м, скорость - 750 км/ч. 1-му и 3-му батальонам также приказали привести ЗРК в полную боевую готовность. На удалении 39 км прошло сообщение, что цель потеряна. Китайцы пишут, что комбат-2 не включал излучение и внезапно приказал изготовиться к стрельбе по предыдущим целеуказаниям. В это время самолет уже был в 35 км. Времени на пуск оставалось все меньше и меньше, но все боялись спугнуть разведчика. Однако комбат пошел на риск и приказал включить излучение. Однако их РЛС координаты цели почему-то не зафиксировала, поэтому они попытались обнаружить ее чуть ли не визуально. В итоге, когда самолет приблизился к позициям еще примерно на 1 км, последовала команда "Пуск". От включения излучения станции наведения до пуска прошло около 8 сек. Первая ракета попала прямо в фюзеляж, вторая также разорвалась около самолета, и он развалился в воздухе. Обломки нашли в провинции Цзянси.
Позже сбитый летчик майор Е Чан-ли рассказал: "Я с высоты уже видел береговую линию и посчитал, что полет благополучно завершается. В этот момент раздался взрыв и я потерял сознание. Спустя две-три минуты я пришел в себя и выпрыгнул с парашютом" (пользовался ли он катапультой - неясно). После приземления он попытался скрыться, но не смог этого сделать из-за повреждении ног и рук, тогда он решил, что его не пощадят.
Летчик родился в 1933 г. в провинции Гуандун. В1960 г. совершил 9 разведывательных полетов над континентом. Дважды его принимал сам Верховный правитель Чан Кайши. За военные заслуги летчик получил особые геройские отличия ВВС Гоминьдана. В феврале 1963 г. летал в США на переподготовку. С августа по 1 ноября он совершил еще три полета над КНР, за что еще раз был награжден, и Чан Кайши снова принял его...
После приземления летчика быстро обнаружили ополченцы и бойцы НОАК, сопротивления он не оказывал. Один из бойцов НОАК "ободрил" его, пообещав не убивать на месте. Затем его на носилках отправили в госпиталь. 3 ноября в 15-30 Лю Ялоу и Чэнь Цзюнь лично допрашивали летчика в госпитале. Китайцы приводят следующий диалог:
Лю Ялоу: "Мы великодушны и не намерены тебя убивать."
Летчик: "У нас говорят, что вы сдираете кожу живьем".
Лю Ялоу: "В тот момент, когда тебя, сбили, ты уже видел Тайвань?"
Летчик: "Я видел море".
Лю Ялоу: "Что ты ощущал в момент сбития?"
Летчик: "Все задрожало и кабина развалилась. Я очутился как бы в пустоте".
Лю Ялоу: "Было ли на самолете оборонительное вооружение?"
Летчик: "Нет, так как мы считали, что обладаем преимуществом в высоте и для вас недосягаемы. Мы боялись только ракет и знали, что на континенте повсюду располагаются ЗРК. Нашей задачей было обходить ракетные позиции".
Лю Ялоу: "Ты такой молодой, зачем ты стал летчиком. Сейчас ты нам не поверишь, но впоследствии ты поймешь нашу политику и отношение к тебе. Как мы поступим с тобой, решим позже. Если захочешь вернуться (на Тайвань), то и это сможешь".
Вылечившись, Е Чанли стал доцентом в политехническом институте, и в 1982 г. ему разрешили съездить на Тайвань навестить родственников.
На Тайване не поверили, что летчик остался жив и 29 марта 1964 г. в газетной статье официально назвали его погибшим героем. Также ВВС Гоминьдана официально не признало того факта, что U-2 сбили ВВС НОАК. В отличие от них американцы в статье "Гоминьдановский Китай. U-2 и день рождения", опубликованной 8 ноября в журнале "Тайм", не без юмора увязали уничтожение U-2 с днем рождения Чан Кайши:
"КПК потребовался определенный отрезок времени, чтобы создать атомную бомбу. Техника ПВО у них достаточно эффективна. В прошлом году они сбили один U-2, который в 1960 г. США продали Тайваню. На прошлой неделе, когда отмечался 76-летний юбилей генералиссимуса Чан Кайши, Пекин объявил еще об одном сбитом над континентом
U-2".
Любопытно, что об уничтожении нарушителя китайцы на КП ПВО СССР не сообщили. В архивных документах лишь помечено, что "по сообщению "ЮПИ" Пекинское радио сообщило: над юго-восточным Китаем 1 ноября сбит чанкайшистский U-2".
После боя последовали "китайские пышки". Уже 3 ноября зам. министра обороны КНР и Командующий Нанкинского военного округа прибыли во 2-й батальон для вручения наград. Батальон получил высокое почетное звание "Героического Первой Степени". Комбат Юэ Чжэньхуа тоже стал "Военным Героем ВВС Первой Степени". Не Жунчжэнь сказал ракетчикам: "В этом бою вы успешно сочетали возможности техники и тактику. Необходимо обобщить опыт..."
Тем не менее полеты продолжались. 23 марта 1964 г. летчик Лян Дэпэй на U-2 в очередной раз фотографировал территорию Китая, на обратном пути потерпел катастрофу и упал в море. По некоторым данным, самолет разрушился на большой высоте, сведения о применении ЗРК отсутствуют.
* Как состыковано время в КНР и время оповещения ПВО СССР - неясно.