Оглавление Следующая

ЧЕТЫРЕХМОТОРНЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ В БОЯХ НАД ЕВРОПОЙ   (ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ)

Михаил НИКОЛЬСКИЙ

WaoEv001.jpg

В-24 из 492-й бомбардировочной группы над Германией 16 июля 1944 г.

Уважаемые читатели, в предыдущих номерах журнала было рассказано о боевом применении бомбардировщиков В-24 над Европой. В то же время представляет несомненный интерес взгляд на описываемые события с «другой стороны». Сегодня мы хотим представить вашему вниманию материал о действиях истребителей-перехватчиков люфтваффе по отражению налетов соединений американских тяжелых бомбардировщиков на Германию.

В связи с тем, что для немцев налеты бомбардировщиков В-24 «Либерейтор» и В-17 «Флаинг фортресс» были одинаково опасны, а сами самолеты представляли равнозначную цель, мы также не стали отделять их друг от друга, рассказывая лишь об одном «Либерейторе».

Поэтому часто упоминающуюся в тексте фразу «летающая крепость» можно смело отнести как к В-17, так и к В-24.

Как известно, боевое применение "Летающих крепостей" из состава 8-й воздушной армии США в Европе началось 17 августа 1942 года. И приурочено оно было к знаменитому сражению под Дьеппом.

Через два дня в 10 ч 30 мин утра 19 августа 1942 г. 24 четырехмоторных самолета из 8-й воздушной армии ВВС США под прикрытием четырех эскадрилий "Спитфайров" британских ВВС появились над аэродромом Эббивиль-Друкат. Немецкие посты наблюдения обнаружили бомбардировщики противника слишком поздно - предупреждение поступило за три минуты до первых разрывов бомб. На летном поле наземный персонал как раз заправлял топливом истребители Fw-190 и пополнял боекомплект. Как ни странно, ни один самолет люфтваффе не получил повреждений, хотя экипажи "Крепостей" доложили о 16 уничтоженных или поврежденных немецких самолетах.

До конца августа "Крепости" USAF шесть раз пересекали Ла-Манш и ни разу не понесли потерь. Первое реальное противодействие их экипажи встретили 21 августа над Роттердамом. Фокке-вульфы из II./JG-1 (вторая группа первой истребительной эскадры) прорвали щит истребителей сопровождения, но ни одного четырехмоторного бомбардировщика сбить не сумели. Правда, убитые и раненые среди экипажей "Крепостей" появились. В свою очередь воздушные стрелки "Крепостей" 97-й бомбардировочной группы ВВС США записали на свой счет два достоверно сбитых Fw-190, еще пять - вероятно сбитых и шесть однозначно поврежденных самолетов.

Реальная же картина несколько отличалась от рапортов экипажей В-17: два самолета из подразделения обер-лейтенанта Детлефа Рохвера получили повреждения, сбитых не было вовсе.

Первую "Крепость" сбили летчики из II./JG-26, которой тогда командовал гауптман Конни Мейер. Фокке-Вульфы из II./JG-26 взлетели 6 сентября на перехват группы из 30 "Летающих Крепостей", наносивших удар по самолетостроительному заводу фирмы Потэ в городе Мюлт. Немцы проигнорировали истребительный эскорт (британские "Спитфайры IX"): вся группа, а это почти 50 Fw-190, обрушилась со всех направлений на строй бомбардировщиков. Честь первой победы над В-17 досталась командиру группы: В-17 из 97-й бомбардировочной группы упал северо-западнее Амьена. Через 11 минут в море недалеко от Ле-Трипотт рухнул еще один, эту победу записали обер-фельдфебелю Вилли Роту из 4./JG-26. Так началось жестокое уничтожение "Крепостей".

В то же время огромные размеры, мощное оборонительное вооружение, высокая боевая живучесть "Крепостей" произвели впечатление на немецких летчиков-истребителей. Немцам предстояло в кратчайшее время найти адекватный ответ на дневные рейды американских бомбардировщиков.

Радиус эффективного поражения целей у крупнокалиберных пулеметов "Браунинг", стоявших на "Летающих крепостях", был больше, чем у пушек и пулеметов, которыми вооружались немецкие Bf 109 и FW 190. Широкий конус ураганного оборонительного огня бомбардировщика миновать не представлялось возможным - стоит ли удивляться, что многие пилоты истребителей открывали огонь с большой дистанции и преждевременно выходили из атаки? В горячке боя далеко не у всех летчиков получалось определить наиболее благоприятный ракурс для атаки строя "крепостей". Скоординировать атаку группы истребителей также не удавалось, более того - командир далеко не всегда мог собрать в боевой порядок вышедшие из атаки истребители. Практика показывала, что во второй атаке принимало участие не более половины самолетов.

WaoEv002.jpg

Первый "Либерейтор", прибывший на британские острова

Оглавление Следующая