Предыдущая Оглавление Следующая

После этого В.Ф. Устинов и П.В.Дементьев предприняли еще одну попытку спасти Як-30. В письме в адрес ЦК КПСС от 2 февраля 1962 г. они, опираясь на совместное заключение институтов, предложили, учитывая большую потребность в УТС, оставить производство L-29 в Чехословакии, а Як-30 принять на вооружение и организовать его серийное производство у нас. К сожалению, это предложение также было отвергнуто.

Як-30 еще раз продемонстрировал свое превосходство, когда на втором самолете («50») были установлены официальные мировые рекорды для легких реактивных самолетов категории C-1-d (полетная масса 1750-3000 кг):

Скорость на базе 15-25 км - 767,308 км/ч. 22 сентября 1961 г., В.П. Смирнов и Н.И. Самоходкин. Полетная масса 2160 кг. Был превышен рекорд 750,340 км/ч от 19 мая 1960 г., который установил Л. Зекавица на самолете «Матиса» 451-ММ (Югославия). Для сравнения: в той же категории М.Л. Попович 10 июня 1964 г. установила на L-29 мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте 100 км - 607,200 км/ч.

Высота 16128 м. 25 сентября 1961 г., В.П. Смирнов. Полетная масса 2000 кг, тяга ТРД 1050 кгс (после перерегулировки). Превышен установленный незадолго до этого, 4 августа 1961 г., рекорд Г. Карестиано (15247 м) на итальянском УТС Macchi МВ.326.

В 1961 г. А.С. Яковлев продемонстрировал на Центральном аэродроме министру обороны Р.Я. Малиновскому возможности применения Як-32 («32») в качестве легкого штурмовика по опыту войны во Вьетнаме. Такой проект с обозначением Як-32Ш уже был подготовлен в ОКБ. Самолет с двумя подкрыльными держателями вооружения был показан на земле с разложенным перед ним разнообразным вооружением.

По расчету, выполненному к 25 мая 1961 г. тяга двигателя должна была увеличиться до 1100 кгс, запас топлива составить 726 кг. Взлетная масса штурмовика возрастала до 2580 кг или 2900 кг при массе вооружения, соответственно, 300 или 716 кг. Максимальная скорость до 685 км/ч на высоте 5000 м. Варианты подвесок: пушки АО-9 (2x150 кг), ракеты разных типов (от 2x116 кг до 2x234 кг), бомбы АБ-250 (2x275 кг) или зажигательные баки ЗБ-360 (2x358 кг).

24 ноября 1961 г. ГКАТ принял решение о переоборудовании двух самолетов Як-30 в летающие командные пункты Як-30М (Як-30КП) для проведения второго этапа госиспытаний (беспилотный взлет и посадка) самолета-мишени Як-25РВ-П. Переоборудование одного самолета было выполнено во втором квартале 1962 г. В августе 1963 г. госиспытания Як-25РВ-П были закончены с положительной оценкой, после чего Як-30М использовался при выполнении боевых работ с самолетами-мишенями Як-25РВ-П, Ил-28 и Ту-16.

Yak30040.jpg Yak30041.jpg

Yak30042.jpgYak30043.jpg

Yak30044.jpgYak30045.jpgYak30046.jpg

Як-52

Предыдущая Оглавление Следующая