Ан-12 с закрашенными звездами в Афганистане. Баграм, 1988 г.
![]() |
![]() |
Экипаж 103-го втап в Кандагаре | Знакомство с боевыми трофеями |
В 1980 г. два экипажа переучились на самолет Ан-26, в 1981 г. один экипаж переучился на Ту-134, единственная в эскадрилье «Тушка» получила бортовой номер «55». Позже эскадрилья получила четыре Ан-26 (бортовые номера «50», «51», «52» и «53»), которые заменили самолеты Ил-14. В 1984 г. экипаж капитана Петрова прошел теоретическое переучивание на самолет Ил-22, но к практическим полетам не приступал из-за отсутствия инструкторов-летчиков. В 1985 г. к полетам на Ил-22 было подготовлено два экипажа.
Повальное реформирование вооруженных сил резко изменило историю эскадрильи. На основании Директивы Генерального Штаба от 25 апреля 1988 г. и Главного Штаба ВВС от 7 мая 1988 г. 20-я отдельная гвардейская Красносельская Краснознаменная транспортная эскадрилья переформирована в 103-й отдельный гвардейский Красносельский Краснознаменный транспортный авиационный полк 46-й ВА ВГК в составе двух эскадрилий. Конец 80-х - не самое славное для нашей армии время...
В августе 1988 г. в состав полка включена смешанная авиационная эскадрилья - расформированная 25-я отдельная смешанная эскадрилья ВВС Московского военного округа.
В мае 1992 г. в полк включена третья эскадрилья, созданная на базе расформированного 192-го отдельного ВТАП (трехэскадрильным полк оставался до 1999 г., когда снова был переведен на двухэскадрильный штат), а в декабре 1992 г. полк вошел в состав 3-й военно-транспортной авиационной дивизии. В 1993 г. в полку имелось 25 самолетов и два вертолета Ми-8, 30 подготовленных экипажей. Помимо транспортных (плановых и коммерческих) перевозок, выполнялись полеты по эвакуации семей военнослужащих из Закавказья, перевезено 14932 пассажира и 1393 т груза.
С декабря 1994 г. по май 1995 г. экипажи самолетов Ан-12 и Ан-26 перевозили людей и технику в Чечню и обратно.
План полетов в 1994 г. был выполнен на 84% по причине длительного нахождения самолетов полка на АРЗ: так пять Ан-12 ремонтировались от четырех до восьми месяцев, один Ан-26 - четыре месяца; один Ан-12 десять месяцев простоял на аэродроме по причине отсутствия запасных частей. Не хватало топлива. В 1994 г. полк передал в другую часть единственный свой Ту-134.
В соответствии с Директивой Министра Обороны РФ от 14 ноября 1994 г. и Главнокомандующего ВВС от 16 декабря 1994 г. 103-й полк передан из Дальней Авиации в Военно-транспортную и стал именоваться «103-й отдельный гвардейский Красносельский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк» в составе двух эскадрилий.
Полк вошел в состав ВТА. Этот переход дался очень непросто. В лексиконе летчиков (и не только летчиков) Дальней Авиации есть такое слово «ВВСники». Оно вовсе не несет пренебрежительного оттенка, как это может показаться, но для дальников есть ВВС, а есть Дальняя Авиация! Из эскадрильи уходили проверенные кадры, уходили куда придется - в Тикси, Тамбов, Анадырь, лишь бы оставаться «дальниками».