Материал подготовил Михаил Никольский


Формирование 226-го транспортного авиационного полка при штабе 16-й воздушной армии началось с 20 февраля 1945 г. в г. Мезеритц (Польша). Формирование полка было возложено на командира 62-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ. Формирование завершилось 4 марта 1945 г. с присвоением наименования «226-й транспортный авиационный полк». Полк комплектовался личным составом и материальной частью расформированной отдельной транспортной эскадрильи управления 16-й воздушной армии.
С 4 марта до дня капитуляции Германии полк принимал участие в Великой Отечественной войне на Берлинском направлении в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. За время боевых действий полк произвел на самолетах Ли-2 78 оперативных боевых вылетов по перевозке летно-технического состава и авиационно-технического имущества частей 16-й воздушной армии на передовые аэродромы фронта и 86 оперативных боевых вылетов на самолетах По-2 по перевозке офицеров связи 16-й воздушной армии. Всего за время боевых действий экипажами полка было перевезено 1474 человека и транспортировано 83430 кг грузов.
10 июня 1945 г. полк перешел с военного на мирное положение. Последним боевым заданием полка стала доставка в Москву Знамени Победы. 19 июня командующий 16-й воздушной армией приказал выделить лучший экипаж (командир ст. лейтенант П.Я. Югерс) для перевозки Знамени Победы.
В 1945 г. на вооружении полка состояли самолеты Ли-2, Си-47, По-2, Зибель-204 и Ще-2.
21 декабря 1945 г. 226-й тап был переведен со штата военного времени на штат мирного времени и стал именоваться 226-м отдельным смешанным авиационным полком в составе 16-й воздушной армии группы Советских оккупационных войск в Германии.
В 1947 г. в составе полка имелась одна эскадрилья самолетов Ли-2 (10 самолетов) и одна эскадрилья самолетов По-2 (десять машин). Личный состав полка занимался в основном выполнением оперативных заданий штаба 16-й воздушной армии, выполняя полеты, в том числе, и по дальним маршрутам из Германии в СССР и Польшу; кроме того, экипажи полка обеспечивали перегон боевых самолетов из Советского Союза в Германию. Одновременно выполнялись перевозки по территории советской зоны оккупации Германии — возили почту, грузы, офицеров штаба 16-й ВА. Также полк обеспечивал проведение летно-тактических учений 16-й ВА, наземных войск. Летали очень интенсивно — средний налет на экипаж в первые послевоенные годы составлял 200—250 ч. Полк базировался на аэродромах Мезеретц, Линде, Тщанка, Креммензее, Штраусберг, Шеневальде. С августа 1949 г. по август 1953 г. полк базировался на аэродроме Дальгов (северо-западная окраина Берлина).
В 1949 г. полк вошел в состав 24-й воздушной армии*, характер выполняемых задач и место базирования не изменились, только расширилась география полетов: все страны «народной демократии» — Венгрия, Румыния, Чехословакия, Польша.
* В январе 1949 г. 16-я воздушная армия было переименовано в 24-ю воздушную армию, в апреле 1968 г. в целях возвращения боевых традиций 24-я армия вновь стала 16-й.