Коллективные миротворческие силы в республике Таджикистан были сформированы в 1994 г. Россией, Таджикистаном, Казахстаном и Киргизией. В марте-апреле личный состав полка начал подготовку к выполнению операций на территории Таджикистана. На авиабазе Айни в 8 км от Душанбе была сформирована отдельная вертолетная эскадрилья на штатах известной еще по Афганистану 41-й ОВАЭ. Эскадрилья вошла в состав 201-й мотострелковой дивизии — основного соединения миротворческих сил Личный состав полка выполнял задания в Таджикистане с 15 мая по 18 ноября 1995 г. Обязанности командира 41-й эскадрильи исполнял подполковник С.В. Костиков. На эскадрилью возлагались следующие задачи: перевозка грузов и личного состава в интересах коллективных миротворческих сил, доставка гуманитарной помощи, минирование отдельных участков Государственной границы, поисково-спасательное обеспечение, боевое дежурство для усиления частей 201-й мсд и погранвойск, сопровождение колонн автомобильной и бронетехники, учебно-тренировочные полеты по подготовке молодых летчиков.
При выполнении боевых заданий с мая по ноябрь 1995 г. в республике Таджикистан выполнено 18 боевых вылетов на авиационную поддержку наземных войск, 472 полета на высадку разведывательных групп и десанта, девять полетов на эвакуацию больных и раненых, 120 полетов на воздушную разведку, 65 полетов на перевозку людей и грузов, 48 полетов на авиационное сопровождение войск, восемь полетов на ретрансляцию, а также восемь полетов на поисково-спасательные задания. Расход боеприпасов: 120 патронов калибра 12,7 мм, 368 снарядов калибра 30 мм, 150 НАР.
К сожалению, именно тогда полк понес и первые потери. В Таджикистане погибли капитан Е.Н. Усиков и старший лейтенант С.Р. Куреев, оба были убиты в Душанбе бандитами.
Вторая командировка в Таджикистан состоялась в августе 1998 г. — феврале 1999 г. За этот период было выполнено 25 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, 604 полета на высадку разведывательных групп и десанта, 12 полетов на эвакуацию больных и раненых, 144 полета на воздушную разведку, 75 полетов на перевозку грузов, десять полетов на сопровождение транспортных вертолетов; расход боеприпасов — 170 неуправляемых ракет, 480 снарядов калибра 30 мм.
В Чечне экипажи полка действовали едва ли не с первого дня контртеррористической операции. Ниже перечислено много цифр, которые вполне могут показаться скучными. Между тем, статистика потрясает. Количество перевезенных людей и грузов фактически одной эскадрильей Ми-8 (вторая — боевые Ми-24, которые грузы не возят) сопоставимо с годовыми перевозками транспортного авиационного полка! В Чечне, особенно в начале «второй Чечни», вертолетчики в сутки выполняли по 12-13 боевых вылетов, при нормативе 2—3. Расход боеприпасов не менее показателен.
К примеру, только с мая по июль 1996 г. в Чечне было выполнено в общей сложности 5562 полетов суммарным налетом 4104 ч, в том числе: 646 полетов на непосредственную авиационную поддержку наземных войск, 24 поисково-спасательных полета, 29 полетов на высадку разведывательных групп и десанта, 138 полетов на эвакуацию больных и раненых, 167 полетов на разведку, 3645 полетов на перевозку людей и грузов, 762 полета на сопровождение транспортных вертолетов, 11 полетов на ретрансляцию и 128 полетов на выполнение задач РЭБ.