![]() |
![]() |
Командир полка получает задание от начальника управления разведки ВВС генерал-лейтенанта авиации Грендаля |
12 июля 1941 г. в 4 ч 55 мин на воздушную разведку вылетели старший лейтенант Сивер Александр Афанасьевич, командир экипажа, летчик-наблюдатель старший лейтенант Чернов Матвей Кириллович, радист младший сержант Андреев Мартын Петрович, стрелок младший сержант Стрелецкий Виктор Викторович. В районе Толочин (50 км юго-зап. Орши) экипаж обнаружил посадочную площадку, на которой базировалось 20 самолетов Bf109 и Ju-88. Пролетая над немецким аэродромом на высоте 400 м и не встретив сопротивления, Сивер приказал обстрелять его. С первого захода несколько самолетов было зажжено метким огнем Андреева и Стрелецкого. Сивер решил сделать еще один заход. Но тут немцы открыли ураганный зенитный огонь. Самолет получил повреждения и был вынужден сесть на «живот» в 1000 м от аэродрома немцев. Старший лейтенант Чернов был убит в воздухе, а Сивер и Стрелецкий — при попытке скрыться. Остался в живых лишь младший сержант Андреев. Только 25 июля добрался до своих радист этого мужественного экипажа.
Не имея должного опыта ведения воздушной разведки, экипажи стремились лично вступить в бой с противником с целью нанесения ему максимально возможного в конкретных условиях ущерба. Гибель самолета и почти всего экипажа старшего лейтенанта Сивера объясняется именно данным фактором. Уже потом, через пять-шесть месяцев войны для разведчиков стало неписанным правило: прежде всего — выполнение задания по разведке и доставка полученной развединформации. Встреч с истребителями противника экипажи старались избегать, штурмовки войск противника запрещались, хотя «попутные» обстрелы экипажами практиковались едва ли не до самого окончания войны. Крайне редко санкцию на использование бомб и бортового стрелкового вооружения по наземным целям давало командование.
Экипажи трех разведывательных групп 2-й эскадрильи летали на выполнение боевых заданий 24 и 26 июня, 5, 6, 10, 12, 13, 14 июля. За это время эскадрилья потеряла два самолета и девять человек личного состава.
Формирование 2-го авиаполка дальних разведчиков перешло в практическую фазу 1 августа 1941 г. с подписанием первым командиром полка майором В.М. Чувило приказа № 1 по 2-му АПДР ГК КА о формировании трех боевых эскадрилий.
Командиром 1-й эскадрильи был назначен капитан А.С. Рудович. Первые шесть экипажей прибыли из бомбардировочных полков резерва Главного Командования. Некоторые экипажи имели опыт боевой работы в качестве бомбардировщиков, но никто не выполнял специализированных разведывательных заданий. В документах полка записано: «....имели лишь общее представление о работе воздушного разведчика». Более того, «...прибывшие из других частей и летавшие ранее на других типах самолетов отдельные летчики и штурманы с недоверием относились к самолету Пе-2, не понимая особенности летной работы в разведывательной авиации, пренебрегали теоретической учебой, стремились уйти в другой вид авиации. Для устранения этих явлений потребовался поистине титанический размах партийно-политической работы.»
Выражаясь современным языком, «состояния боеготовности» 1-я эскадрилья достигла 3 октября 1941 г., на тот момент в ней насчитывалось шесть летных экипажей:
1) летчик — капитан Рудович А.С, штурман — капитан Кудинкин С.П., стрелок-радист — старшина В.К. Кауп;
2) летчик — старший лейтенант Малютин М.В., имена штурмана и стрелка-радиста не сохранились;
3) летчик — лейтенант Поспелов, штурман — лейтенант В. Галушко, стрелок-радист — сержант Баточка;
4) летчик — лейтенант Алышев, штурман — лейтенант Курбатов, стрелок-радист — сержант М.М. Башук;
5) летчик — лейтенант Сорокин, имена штурмана и стрелка-радиста не сохранились;
6) летчик — лейтенант Крючков, имена штурмана и стрелка-радиста не сохранились.
Командиром 2-й авиационной эскадрильи был назначен капитан А.Т. Поклонский. Изначально эскадрилья была укомплектована четырьмя летными экипажами и полностью техническим составом. Летчики, штурманы и техники не имели опыта эксплуатации самолетов Пе-2. К 3 октября личный состав эскадрильи завершил переучивание. На 3 октября в эскадрильи имелось девять летных экипажей:
1) летчик — капитан Поклонский А.Т., штурман — капитан Лось В.Т., стрелок-радист — сержант Грачев Н.Н.;
2) летчик — старший лейтенант Романов А.П., штурман — лейтенант Соловьев Ф.Т., стрелок-радист — младший сержант Закревский В.Ф.;
3) летчик — младший лейтенант Кашин А.А., штурман — лейтенант Маркелов Н.С., стрелок-радист — старший сержант Артемов Н.Т.;
4) летчик — старший лейтенант Марченко Н.С., штурман — лейтенант Марков П.И. стрелок-радист — младший сержант Хропов И.А.;
5) летчик — младший лейтенант Шишкин И.С., штурман — лейтенант Володин В.А., стрелок-радист — младший сержант Родионов Н.А.;
6) летчик — младший лейтенант Остапенко Н.П., штурман — младший лейтенант Должиков Ф.Ф., стрелок-радист — старший сержант Ржевский И.М.;
7) летчик — старший лейтенант Росляков М.В., штурман — лейтенант Кулагин И.М., стрелок-радист — младший сержант Мармер А.Г.;
8) летчик — младший лейтенант Секач В.Г., штурман — лейтенант Кузнецов И.Ф., стрелок-радист — старший сержант Матюхин М.Г.;
9) летчик — сержант Моисеев Н.Н., штурман — младший лейтенант Калошин А.В., стрелок-радист — сержант Федоров П.С.
Назначение на должность командира 3-й авиационной эскадрильи получил старший лейтенант А.И. Климанов. В течение октября все 13 экипажей эскадрильи завершили подготовку, вступив в строй действующих разведчиков. Боевой расчет летных экипажей 3-й эскадрильи на 3 октября 1941 г.:
1) летчик — старший лейтенант Климанов А.И., штурман — старший лейтенант Политыкин, стрелок-радист — Нападовский;
2) летчик — старший лейтенант Кулагин М.П., штурман — лейтенант Прощенко В.Е., стрелок-радист — младший сержант Андреев М.П.;
3) летчик — старший лейтенант Дмитриев П.Д., штурман — старший лейтенант Терещенко Д.Н., стрелок-радист — сержант Сиренко Н.А.;
4) летчик — старший лейтенант Зибров А.П., штурман — лейтенант Королев B.C., стрелок-радист — младший сержант Антонов Н.Т.;
5) летчик — лейтенант Викторов А.П., штурман — старший лейтенант Цветков М.Г., стрелок-радист — старший сержант Светлов И.И.;
6) летчик — лейтенант Попов А.Ф., штурман — младший лейтенант Иванов ГА, стрелок-радист — сержант Парфенов Е.Б.;
7) летчик — младший лейтенант Тимошенко, штурман — старший лейтенант Кузьменко И.Т., стрелок-радист — сержант Сидоренко B.C.;
8) летчик — младший лейтенант Бердник В.П., штурман — старший лейтенант Пухальский, стрелок-радист — сержант Комаров В.И.;
9) летчик — лейтенант Пирский И.Г., штурман — имя не сохранилось, стрелок-радист — сержант Комаров;
10) летчик — лейтенант Кошелев Ф.А, штурман — старший лейтенант Полищук К.Д, стрелок-радист — младший сержант Хуторский Л.Т.;
1 1) летчик — старший лейтенант Савин Н.В., штурман —лейтенант Чуприн П.Н., стрелок-радист — младший сержант Борисов А.И.;
12) летчик — лейтенант Лебедев А.Л., штурман — лейтенант Михальчук И.П., стрелок-радист — Крохин В.И.;
13) летчик — лейтенант Власов Я.С, штурман — лейтенант Дроздков А.Н., стрелок-радист — имя не сохранилось.