Предыдущая Оглавление Следующая

Вполне удачным оказался и бомбоштурмовой удар 12 Ил-2 от 800-го шап 292-й шад по аэродрому Харьков-Алешки.

Две группы по 6 самолетов в каждой (ведущий первой группы ст. л-т Степанов, ведущий второй группы л-т Одинцов) в 4.25 утра взлетели с аэродрома базирования полка Солонец-Поляна. Сразу же после взлета из-за неисправности матчасти два экипажа произвели посадку на свой аэродром. Встреча с 12 истребителями прикрытия Як-1б и Як-76 от 183-го пап произошла в 4.43 над аэродромом Яблоново.

Шестерка Ил-2 ст. л-та Степанова шла впереди в строю клин звеньев. Следом за ней парами шла четверка л-та Одинцова. Прикрытие осуществляли 8 "Яков" непосредственного сопровождения в двух эшелонах и 4 "Яка" ударной группы.

AirStr43013.jpg

М.Л. Одинцов (послевоенное фото)

Полет до линии фронта осуществлялся в плотном строю с набором высоты до 1300 м. После перелета линии фронта на удалении 15-20 км штурмовики пошли со снижением, и истребители непосредственного прикрытия второго эшелона отстали на 500 м от Ил-2. В это время, со стороны солнца неожиданно выскочили два немецких истребителя Bf109 и сзади атаковали ближайшую к ним пару Як-1б из группы непосредственного прикрытия второго эшелона. Несмотря на предупредительные очереди воздушных стрелков Ил-2, пилоты "Яков" не заметили атаки "мессершмиттов" и один за другим были сбиты. Стрелки "Илов", хотя и вели огонь, не смогли помешать пилотам люфтваффе, так как дистанция стрельбы была слишком большой. После успешной атаки Bf109 со снижением вышли из боя и больше атак не повторяли. Оставшаяся пара "Яков" пристроилась к группе непосредственного прикрытия первого эшелона.

К аэродрому Харьков-Алешки штурмовики подошли на высоте 900 м и после доворота вправо на 20° с пикирования атаковали цели на аэродроме. В момент атаки на северной окраине аэродрома находилось 8 самолетов Ju88, из них 4 на старте, и 31 Bf109  стояли замаскированные на южной и западной опушке леса.

Зенитная артиллерия, расположенная на аэродроме, открыла сильный огонь по штурмовикам первой группы, но после перехода ее в атаку огонь практически прекратила, так как по ней начала "работать" пушками, пулеметами и РСами идущая следом вторая группа Ил-2. Интенсивный зенитный огонь велся лишь с восточной опушки леса.

AirStr43014.jpg

Ил-2 л-та Острова (820-й шап), получивший повреждения от огня МЗА при атаке аэродрома Харьков-Сокольники 6 мая 1943 г.

Шестерка Степанова атаковала немецкие самолеты на западной и северо-западной окраинах аэродрома, а четверка Одинцова — на восточной и южной окраинах. Уход от цели выполнялся с правым разворотом всем строем над лесом. По договоренности группа Одинцова должна была во время разворота перейти в правый пеленг, но из-за сильного зенитного огня перешла в левый пеленг.

Пока Ил-2 бомбили и штурмовали матчасть на аэродроме "Яки" из состава ударной группы на высоте 1400 м вели воздушный бой с пилотами люфтваффе. Истребители непосредственного сопровождения снизились до высоты выхода штурмовиков из атаки и пристроились к ним. В дальнейшем обе группы без особых происшествий перелетели линию фронта и произвели посадку на свои аэродромы.

По данным штаба 1-го шак на аэродроме Харьков-Алешки было уничтожено два бомбардировщика Ju88 и 9 истребителей Bf109, одна радиостанция на автомашине, подавлен огонь двух зенитных батарей, создано 10 очагов пожара и взрывов, а также повреждено около 14 "мессершмиттов".

По всей видимости, наименее результативным из всех оказался удар 6 Ил-2 от 820-го шап 292-й шад (ведущий ст. л-т Костырко) по аэродрому Харьков-Сокольники.

Уже на взлете с аэродрома Гринев потерпел катастрофу ст. л-т Мареев (воздушный стрелок сержант Кулик). От тряски на разбеге сорвалась с держателя авиабомба и разорвалась под самолетом: Ил-2 сгорел, летчик погиб, а воздушный стрелок был тяжело ранен.

К моменту удара (5.30-5.32) в северной части аэродрома находилось примерно 30 самолетов противника, рассредоточенных в шахматном порядке. По ним "разгрузили" боекомплект все экипажи. В результате наблюдались три мощных взрыва. По возвращению на свой аэродром экипажи не смогли назвать типы атакованных ими самолетов, и о потерях противника ничего не докладывали.

Этот боевой вылет характерен еще и тем, что в ходе его произошел единственный в это утро воздушный бой штурмовиков 2-й ВА. Несмотря на то, что группу Ил-2 прикрывали 8 Як-1 от 6-го иап, на отходе от цели в районе Русские Тишки самолет ст. л-та Нютина был дважды атакован одиночным "мессером". Сопровождающие "Яки" в воздушный бой с противником не вступили, хотя ведущий группы ст. л-т Костырко подавал команды по радио. При отражении второй атаки Bf109 воздушному стрелку сержанту Бутову удалось меткой очередью его подбить: "Me-109 с дымящимся следом ушел к земле..."

Проведенные в середине дня повторные удары по немецким аэродромам Харьковского аэроузла были плохо организованы и не так тщательно подготовлены. Поэтому положительных результатов достигнуто не было.

Поначалу штаб 2-й ВА планировал выполнить повторные налеты на аэродромы в 14.30 силами бомбардировщиков 1-го бак и штурмовиков 1-го шак. Однако ближе к полудню "пешкам" была поставлена задача нанести бомбовый удар по войскам противника в районе Томаровка, Драгунская. По аэродромам было решено задействовать только Ил-2. По всей видимости, генерал Красовский принял во внимание невысокую боевую подготовку экипажей  1-го бак, большинство из которых (свыше 70%) еще только вводились в строй "или имеют низкую подготовку". Очевидно, что при выполнении столь сложной боевой задачи, как удар по аэродрому, корпус обязательно понесет большие потери.

Предыдущая Оглавление Следующая