К сожалению, уже на этапе планирования удара штабом воздушной армии была допущена грубейшая ошибка. При выборе времени налета не было принято во внимание то обстоятельство, что 315-я иад 15-й ВА силами двух полков (12 Ла-5 от 50-го и 12 Як-7б от 431-го иап) утром 6 мая (в 6.38) нанесла удар по аэродрому Орел-Центральный.
Судя по документам, налет истребителей 315-й иад оказался совершенно неожиданным для противника. Это позволило ударным группам в течение 6 минут относительно спокойно бомбить и штурмовать матчасть на аэродроме. Огонь МЗА и ЗПУ был открыт только при повторном заходе, а истребители противника появились уже на завершающей фазе удара, когда группы начинали отход от аэродрома. По возвращении экипажи доложили об уничтожении до 20 и повреждении до 15 самолетов типа Ju88 и Не111.
Несомненно, после налета на аэродром Орел-Центральный и на аэродромы других направлений немецкое командование привело в полную боевую готовность всю систему ПВО Орловского аэроузла. Службы оповещения усилили контроль воздушного пространства, особенно в районе переднего края на участках наиболее вероятного пролета советских самолетов, а истребительная авиация была оперативно рассредоточена по небольшим полевым площадкам вблизи своих основных аэродромов. Поэтому при выборе времени удара по аэродромам в середине дня с большой вероятностью следовало ожидать серьезное противодействие со стороны противника. Однако мероприятия противника по усилению своей воздушной обороны штаб 16-й воздушной армии обнаружить не сумел, да и не пытался этого делать - как следует из документов, никакой авиаразведки утром 6 мая с целью вскрытия текущего состояния системы ПВО противника и базирования его авиации не проводилось. В результате планирование воздушной операции штабными офицерами проводилось на основе устаревших данных. Как следствие, истребительный эскорт ударных групп оказался малочисленным для реальных условий боя, а маршруты полетов групп не соответствовали текущей обстановке. В то же время расчет на то, что истребители обеспечения сумеют надежно блокировать немецкие истребители на аэродромах базирования и отсечь их от маршрутов возвращения наших самолетов, оказался ошибочным. Не были выделены в достаточном количестве и специальные ударные силы для подавления зенитных точек аэродромов и на маршруте следования к цели.
Другими словами, разработанный план имел все шансы на успех лишь в случае, когда налет для противника был неожиданным. Для иных условий проведения удара требовался и другой план действий. К сожалению, как показали события 6 мая, все оказалось именно так. Налет прошел далеко не по плану, и больших потерь избежать не удалось.
Снаряжение пулемета УБТ на Ил-2
Из-за неточного выхода бомбардировщиков на встречу с истребителями прикрытия и не соблюдения ими графика полета на маршруте, одновременного бомбового удара по немецким аэродромам не получилось. Группы Пе-2 выходили на свои цели последовательно с интервалом 6-7 минут. Это позволило противнику поднять в воздух свои истребители. Как следует из документов, только первая группа Пе-2, которая бомбила аэродром Орел-ГВФ в 14.20, не была атакована истребителями люфтваффе, тогда как "все остальные группы бомбардировщиков и штурмовиков были встречены "истребителями противника до цели и на отходе".
Бомбоштурмовой удар по аэродрому Б.Куликовка наносился двумя группами штурмовиков от 218-го шan в составе 10 и 9 Ил-2. Маршрут полета проходил на высоте 500 м южнее Верховье. Истребители прикрытия от 297-го иап 286-й иад в двух группах, по 6 и 7 самолетов Ла-5 каждая, шли выше штурмовиков, занимая позицию со стороны солнца, с таким расчетом, чтобы прикрыть Ил-2 от внезапной атаки противника с этого направления.
В качестве воздушного стрелка с ведущим первой группы штурманом полка майором Плоховым летел проверяющий от управления 299-й шад стажер в должности начальника штаба дивизии полковник Григорьев. Из его донесения следует, что после перелета линии фронта на 4-5 км один Ил-2 из состава группы резко вышел из строя, развернулся на 180° и со снижением пошел на свою территорию. За ним последовал второй штурмовик.
Не доходя до аэродрома, обе группы Ил-2 были обстреляны зенитной артиллерией среднего калибра. В районе цели, примерно в 14.20, первая группа штурмовиков перестроилась в левый пеленг и пошла в атаку. За ней последовала вторая группа. С аэродрома велся огонь в основном малокалиберной зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов.
К моменту подхода штурмовиков к аэродрому на нем находилось не более 30 самолетов различного типа.
Обе группы Ил-2 выполнили по одному заходу. На выходе из атаки строй штурмовиков нарушился, группы растянулись: ведущие ушли вперед, а ведомые - отстали. Ведущим групп пришлось сбавить газ и дать возможность ведомым подтянуться. В этот момент около 6-8 немецких истребителей Fw190 и Bf109 пытались атаковать штурмовики, но были вовремя перехвачены истребителями сопровождения. Это дало возможность штурмовикам собраться в компактные группы и организованно продолжить полет к линии фронта.
На обратном маршруте штурмовики сопровождались всего одним-двумя Ла-5, так как остальные вели воздушный бой с истребителями люфтваффе. Своих истребителей на рубеже отсечения, как это требовалось по плану, никто из экипажей штурмовиков не видел, хотя ни один из них точно не мог поручиться, что группы перелетали линию фронта в указанном районе. Пятерка "лавочкиных" из группы прикрытия догнала штурмовиков лишь на подлете к линии фронта.