Предыдущая Оглавление Следующая

Плановые таблицы вылетов групп штурмовиков и истребителей были разработаны совместно штабами 303-й иад и 224-й шад, а также 309-й иад и 224-й шад. "Порядок сбора групп сопровождения и обеспечения прикрытия" прорабатывался и утверждался в присутствии командиров выделенных для удара полков и ведущих групп.

Для лучшей организации боевого вылета на аэродром базирования истребителей 303-й иад Вязовая "подсели" 14 Ил-2 566-го шап, а на аэродром базирования 571-го шап Полошково перелетели 7 Як-7б 168-го иап и 8 Як-76 18-го гиап. Перелет всех групп был выполнен к 16.00 10 июня.

С этой же целью 5 Ла-5 от 49-го иап 309-й иад к 17.00 перелетели на аэродром базирования 62-го шап и 162-го иап Гаврики.

Предполетная подготовка экипажей проводилась совместным проигрышем полета. К 18.00 все группы проработали боевое задание и находились в готовности № 2 к вылету.

Несмотря на общую схожесть разработанных планов ударов по аэродрому Сеща и Брянск, они имели серьезные отличия с далеко идущими последствиями.

Так, истребители прикрытия от 309-й иад, обеспечивавшие действия штурмовиков 233-й шад по аэродрому Сеща, подразделялись на две группы непосредственного сопровождения (10 Як-1 и 8 Як-1, Як-7) - по числу групп штурмовиков, ударную (7 Як-1) и группу свободного боя (4 Ла-5). Последние две группы истребителей составляли единое прикрытие общего боевого порядка штурмовиков.

Несколько иначе было организовано взаимодействие истребителей и штурмовиков при налете на аэродром Брянск.

Помимо непосредственного истребительного сопровождения (4 Як-7б), каждая шестерка Ил-2 224-й шад имела свою ударную группу в составе 2-4 Як-7б. Единого управления всеми группами истребителей 303-й иад не предусматривалось. То есть, несмотря на довольно значительные силы прикрытия (27 Як-7б), все группы истребителей с точки зрения управления и взаимодействия в бою могли действовать лишь изолированно друг от друга. Последнее обстоятельство самым негативным образом сказалось на результатах боевого вылета.

Взлет и построение общего боевого порядка штурмовиков и истребителей 233-й шад и 309-й иад прошел строго по плану. В установленное время, 19.35, с аэродромов Гаврики и Зубово осуществили взлет групп Ил-2 от 62-го и 312-го шап. Следом взлетели истребители непосредственного сопровождения 6 Як-1 от 122-го иап (ведущий м-р Н.В. Цагойко), 8 Як-1 и Як-7 от 172-го иап (ведущий к-н Сибирцев) и 4 Як-1 от 162-го иап (ведущий ст. л-т Р.С. Сероглазое). На первой половине круга они пристроились к общей колонне штурмовиков. Ударная группа от 172-го иап (ведущий ст. л-т Н. С. Киселев) и группа свободного боя от 49-го иап (ведущий к-н Н.К. Спириденко) вылетели с интервалом 4-5 минут после взлета Ил-2 и заняли свои места в боевом строю. При этом ударная группа шла позади штурмовиков с превышением 400-600 м, а за ними на удалении 400-600 и с превышением 600-800 м над штурмовиками располагалась группа воздушного боя.

Ровно в 20.20 к аэродрому Сеща подошла группа 12 Ил-2 от 312-го шап (ведущий к-н В.М. Рубцов). Следом за ней через одну минуту на аэродром вышла вторая группа 11 Ил-2 от 62-го шап (ведущий Герой Советского Союза к-н К.В. Брехов).

При заходе штурмовиков на цель истребители прикрытия снижались вместе с ними с разворотом на 10-15° во внешнюю сторону круга с последующим уходом в район выхода штурмовиков из атаки, "...не теряя штурмовиков из вида".

На подходе к аэродрому по штурмовикам велся сильный зенитный огонь из района Холмовка, Петлевка, Краснополье, Дмитриевка, свх. Трехбратский, ст. Сещинская и Сеща. Только среднекалиберной зенитной артиллерии, не считая МЗА, в пределах 1-1,5 км зоны от аэродрома экипажи насчитали до 6-8 батарей. Непосредственно в районе аэродрома по штурмовикам "работали" преимущественно зенитные автоматы и крупнокалиберные пулеметы, которые располагались "на границах летного поля и стоянок". Сколько их было натыкано, сосчитать не удалось. Экипажи отмечали, что: "...в районе Сеща сплошной зенитно-пулеметный огонь", "...зенитный огонь при подходе к цели велся заградительный тремя ярусами, на аэродроме Сеща огонь велся круговой двумя ярусами, ...особенно сильный с северной стороны".

В районе аэродрома в воздухе находилось до 15 истребителей Fw190 и Bf109, которые пытались атаковать штурмовики. Истребители прикрытия вступили с ними в бой. Атаку 5-6 "фокке-вульфов" на штурмовики 312-го шап отражали 4 "Яка" ударной группы и пара от 122-го иап. Нашим истребителям удалось связать боем противника и отсечь их от штурмовиков. После первых атак истребители противника вышли из боя.

Это позволило штурмовикам развернуться в боевой порядок и выполнить атаку. Правда, пара Fw190 все же прорвалась сквозь истребительный заслон и сделала попытку атаковать Ил-2 в момент их разворота в атаку, но были удачно обстреляны ведущим группы капитаном Рубцовым и его ведомым ст. лейтенантом Алферовым. Пилоты люфтваффе с резким снижением ушли вниз и больше не показывались.

Перед разворотом в атаку штурмовики перестроились в правый пеленг. Атака выполнялась с пикирования под углом 25-30° с высоты 850 м до 150 м. Заход в атаку выполнялся с юго-западного направления с последующим выходом на северо-восток и уходом с набором высоты и выполнением противозенитного маневра.

AirStr43034.jpg

Ил-2 на взлете

Удар наносился по самолетам на стоянках на южной, северо-западной и северной окраинах аэродрома. Экипажи наблюдали до 15 очагов пожаров. Капитаны Рубцов и Захаров отмечали большой взрыв и пожар на ст. Сещинская (предположительно взорвались цистерны с горючим). Кроме того, пулеметно-пушечным огнем и РСами были обстреляны две батареи зенитной артиллерии в районе свх. Трехбратский и в 1 км севернее Сеща.

На выходе из атаки над аэродромом зенитным огнем был сбит Ил-2 мл. лейтенанта А.Г. Кузнецова (воздушный стрелок сержант М.А. Ефремов). Кузнецов выполнял свой первый боевой вылет и, естественно, вследствие "отсутствия достаточного опыта"'совершенно не знал, каким должен быть энергичный противозенитный маневр, в то время как "...штурмовка аэродрома является ответственной и сложной задачей". По докладу экипажей у его самолета "прямым попаданием зенитного снаряда среднего калибра была отбита правая плоскость..." Из документов полка следует, что экипаж не вернулся с боевого задания и судьба его неизвестна.

От огня МЗА получили повреждения самолеты ст. лейтенанта Алферова и мл. лейтенанта Мочалова, но летчики смогли дотянуть до своего аэродрома и совершить благополучные посадки.

Предыдущая Оглавление Следующая