Михаил НИКОЛЬСКИЙ
К вылету готовится двухместный чешский "Гриппен"
Согласно плану реорганизации вооруженных сил, ВВС Чехии после 85-летнего существования утратили свою самостоятельность. С декабря 2003 г. ВВС стали авиационной компонентой «Единых сил», в которые входят также сухопутные войска и силы специального назначения.
После весьма длительного «периода застоя и колебаний», охватившего чешскую военную авиацию вслед за «бархатным разводом» Чехии и Словакии в 1992 г., чешские ВВС переживают подлинный ренессанс. Не самые многочисленные, они, после поставки в 2005 г. истребителей JAS-39 «Гриппен», вертолетов Ми-35 и Ми-171Ш, считаются самыми современными в Центральной Европе.
В период «Народной Демократии» ВВС ЧССР, наряду с ВВС Польши и ГДР, представляли собой серьезную силу. На вооружении чехословацких ВВС состояли современные самолеты как советского, так и «местного» производства. Основу военной авиации в те годы составляли самые современные истребители типа МиГ-23.
Первым самолетом семейства МиГ-23, поступившим на вооружение ВВС Чехословакии, стал ударный МиГ-23БН. В конце 70-х - начале 80-х годов на вооружение ВВС ЧССР поступило 32 истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН. Вместе с партией истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН Чехословакия получила четыре спарки МиГ-23УБ. Вооруженный самолетами МиГ-23БН 28-й боевой авиационный полк (авиабаза Часпав) стал считаться боеготовым в конце 1983 г.
Первые три истребителя МиГ-23МФ прибыли на аэродром Бечуны, где базировался 9-й истребительный авиационный полк, 24 августа 1978 г. Предполагалось, что новые истребители поступят на вооружение 1-го истребительного авиационного полка из Ческе-Будейовиц. Однако асфальтовая полоса в Будейовицах не позволяла эксплуатировать МиГ-23, в то время как покрытие ВПП в Бечунах было бетонным. 1-й ИАП был перебазирован в Бечаны, а в Будейовицах тем временем началась реконструкция аэродрома с укладкой бетонной ВПП и рулежных дорожек. Вторая партия из семи самолетов прибыла в Бечаны в марте 1979 г.; третья и последняя (три истребителя) - в декабре 1979 г. Боеготовыми истребители МиГ-23МФ чехословацких ВВС стали считаться с ноября 1981 г. В 1981 - 1983 г.г. в Ческе-Будейовицы прибыли 15 истребителей МиГ-23МЛ
В результате реорганизации ВВС истребители МиГ-23МФ передали в 11-й истребительный авиационный полк (аэродром Жатек), а в составе 1-го истребительного авиаполка осталось две эскадрильи МиГ-23МЛ и одна эскадрилья МиГ-23МФ. Весной 1989 г. все МиГ-23 перебазировались в Ческе-Будейовицы , так как 11-й ИАП готовился к перевооружению самолетами МиГ-29.
С июня 1989 г. на вооружении одного полка состояли все истребители МиГ-23, их двухместные модификации МиГ-23УБ, а также реактивные учебно-тренировочные самолеты L-39ZA и L-39V.
С распадом ЧССР было принято решение поделить боевые самолеты между Чехией и Словакией в пропорции 2:1. Словаков истребители МиГ-23 не заинтересовали. Отказавшись от МиГ-23 вообще, Словакия предпочла получить половину, а не треть, как положено по договору, чехословацких МиГ-29. В результате все МиГ-23 остались в Чехии.
С 31 декабря 1993 г. 1-й истребительный авиационный полк из Ческих-Будейовиц вошел в состав вновь сформированного 4-го командования ПВО со штабом в Стара-Болеславе.
За всю историю эксплуатации МиГ-23 в ВВС Чехословакии и Чехии разбился всего один самолет - МиГ-23МФ с бортовым номером «3921». Это произошло в феврале 1990 г., причина - отказ двигателя. Пилот катапультировался удачно.
Чехословакия закупила в Советском Союзе партию из 20 истребителей МиГ-29, включая двухместные самолеты МиГ-29УБ. Первым на аэродроме Жатек в апреле 1989 г. приземлился МиГ-29УБ с бортовым номером «4401». Все истребители и спарки МиГ-29 поступили на вооружение 1-го истребительного авиационного полка, который дислоцировался в Жатеке, но позже они были передислоцированы в Ческе-Будейовицы, где поступили на вооружение вновь сформированного 11-го истребительного авиационного полка.
Как отмечалось выше, после раздела имущества Чехословакии Чехия получила десять истребителей МиГ-29. Из-за проблем с запасными частями и желания Праги равняться на Вашингтон в Чехии полеты МиГ-29 были прекращены в конце июня 1994 г. Катализатором процесса стал произошедший в марте 1994 г. пожар единственной чешской «спарки» МиГ-29УБ. Готовить летчиков боевых МиГ-29 стало не на чем. Впоследствии самолеты обменяли Польше на вертолеты W-3.
Данная акция смело претендует на сомнительный титул сделки века. Чехи сами потом долго удивлялись, как это они сумели получить за современные истребители четвертого поколения усовершенствованные версии советских вертолетов Ми-2 разработки начала 60-х годов!
В Праге полагали, что НАТОвской Чехии реактивные истребители не потребуются, хватит учебно-боевых L-39 и L-159, но в штаб-квартире блока посчитали желание чехов избежать расходов на содержание парка специализированных самолетов воздушного боя необоснованным.
Истребители МиГ-21МФN (истребители МиГ-21МФ, доработанные под стандарт НАТО на авиаремонтном заводе в Праге-Кбелах), были сняты с вооружения в 2005 г., однако пять самолетов (четыре Миг-21МФN и одна спарка МиГ-21УМ) остаются в пригодном к полетам состоянии. Самолеты предлагаются на продажу.