Предыдущая Оглавление Следующая

ChechVVS006.jpg ChechVVS007.jpg
Чешские Су-22 L-159 в демонстрационном полете с американскими ракетами "Сайдуиндер" и "Мейврик"

ChechVVS008.jpg

Стрельба из бортовой 23-мм пушки с самолета L-39

Как известно, Чехословакия стала первым в мире импортером штурмовиков Су-25. Первые четыре штурмовика Су-25 на аэродром Градец Кралове перегнали 2 апреля 1984 г. советские летчики-инструкторы. Всего ВВС Чехословакии в 1984 - 1988 г.г. получили 32 штурмовика Су-25К и две спарки Су-25УБК. Новейшие ударные самолеты поступили на вооружение 30-го Островского истребительно-бомбардировочного авиационного полка, который входил в состав 34-й истребительно-бомбардировочной авиационной дивизии 10-й воздушной армии; полк базировался в Восточной Богемии на аэродроме Градец Кралове. В июне 1985 г. полк перебазировали в Пардубице, здесь полк 1 ноября 1985 г. сменил название на 30-й штурмовой авиаполк. После реорганизации ВВС Чехии и Словакии, произошедшей 1 июля 1990 г., полк вошел в состав 1-й смешанной воздушной армии.

Чехии отошло 24 штурмовика Су-25К и одна спарка. В ВВС Чехии штурмовики Су-25 поступили на вооружение 33-й тактической базы ВВС в Намечи-на-Осле. В ноябре 1994 г. подразделение Су-25 было переформировано в 332-ю тактическую эскадрилью.

Наряду со штурмовиками Су-25 Чехословакия в первой половине 80-х годов получила 56 истребителей-бомбардировщиков Су-22М-4 и десять двухместных Су-22УМ-ЗК, предназначавшихся для замены самолетов Су-7БМ/БКЛ. Последний Су-7БКЛ был списан в 1989 г., а последние десять чешских истребителей-бомбардировщиков Су-22М-4 сняли с вооружения в марте 2002 г.

Преемником полноценного и вполне современного ударного самолета Су-22М-4 стал довольно скромный по своим возможностям в плане штурмовки наземных объектов самолет L-159A. Самолеты L-159A предназначены для нанесения ударов по наземным целям и перехвата малоскоростных воздушных целей. С точки зрения вооружения, до появления в чешских ВВС «Гриппенов» L-159A являлся наиболее эффективным истребителем-перехватчиком ВВС Чехии. Специально для L-159 в 2002 г. в США была закуплена партия из ста УР воздух-воздух AIM-9L/M «Сайдуиндер», в то время как истребители МиГ-21 несли только устаревшие ракеты К-13.

Ракеты «Сайдуиндер» закупались с целью обеспечить надежное воздушное прикрытие проводившегося в Праге в 2002 г. саммита «Большой Восьмерки». Однако, по мнению экспертов НАТО, чешские истребители-перехватчики МиГ-21 и L-159A не могли обеспечить должной безопасности участников встречи на высшем уровне, поэтому покой VIP гостей обеспечивали американские истребители F-15 и F-16.

ВВС Чехии закупили 72 самолета L-159A прежде всего с целью поддержать производителя - фирмы Аэро Водоходы - и сохранить национальную авиапромышленность. Для поддержания такого количества самолетов в боеготовом состоянии не хватило средств. В 2004 г. реально эксплуатировалось только 18 L-159А (еще шесть самолетов числится в резерве), остальные находились на хранении или использовались в качестве источника запасных частей для эксплуатируемых машин.

36 самолетов L-159A предлагалось на продажу, но покупателя на всю партию так и не нашлось. Не исключается в перспективе закупка нескольких двухместных учебно-тренировочных самолетов L-159B.

В июне 2006 г. был подписан контракт на модернизацию четырех самолетов L-159A в двухместные учебно-тренировочные самолеты L-159B. Модернизированные самолеты намечено возвратить ВВС в 2007 г.

Предыдущая Оглавление Следующая