![]() |
![]() |
Корректируемая авиабомба с лазерным наведением LT-2 | Планирующая авиабомба LS-6 |
Программа JDAM является наиболее оптимальным решением исходя из критерия «стоимость-эффективность», позволяющим обычные неуправляемые авиационные бомбы превратить в ВТО за счет размещения на них дополнительного комплекта навесного оборудования, позволяющего осуществить коррекцию траектории полета по данным ГСНС. Комплект оборудования, как правило, включает: компьютер, ИНС, приемник сигналов GPS, а также механизмы управления рулями хвостового оперения.
В США с 1998 года компанией Боинг осуществляется серийное производство указанных комплектов для оснащения авиабомб МК-84 и BLU-109 калибра 900 кг, МК-83 - 450 кг и МК-82 - 225 кг. В качестве носителей используются бомбардировщики В-1, В-2, В-52 и тактические истребители F/A-18 и F-16.
Преимуществами данных АСП являются: всепогодность, высокая точность, малая стоимость и возможность боевого применения по принципу «запустил и забыл».
В Китае компанией CASC разрабатывается несколько УАБ с коррекцией от спутниковых систем навигации типа FT-1 и FT-3, которые демонстрировались на салоне «Аэрошоу Чайна 2006».
Основными направлениями совершенствования АСП, разработанных по программе JDAM, являются: повышение точности боевого применения, снижение стоимости и увеличение дальности полета за счет оснащения складывающимися полукрыльями.
LS-6 (Lei Shi) - высокоточная планирующая авиабомба калибра 500 кг, которая для коррекции траектории полета может использовать спутниковые системы навигации.
LS-6 разрабатывается Луаянским центром оптико-электронных технологий с 2003 года. Отмечается, что в 2006 году проведено более 10 успешных испытаний бомбы с истребителя-бомбардировщика J-8B. При сбросе бомбы на высоте 8000 м дальность полета составляет 40 км, на высоте 10000 м - 60 км. Круговое вероятное отклонение бомбы от цели составляет не более 15 м.
LS-6 также демонстрировалась на «Аэрошоу Чайна 2006». Информации о принятии LS-6 на вооружение НОАК не отмечалось. До ввода в строй в ближайшие 10 лет китайской спутниковой системы навигации «Бейдоу» использование иностранных систем спутниковой навигации, таких как американской GPS и российской Глонасс, рассматривается, хотя и временным, но существенным недостатком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработке и производству высокоточного оружия класса «воздух-поверхность» в Китае уделяется приоритетное внимание.
В классе крылатых ракет «воздух-поверхность», где конкурируют предприятия СНЕТА корпорации CASIC и предприятия HAIG корпорации AVIC II, достигнуты значительные успехи. Вместе с тем, сохраняется отставание на 10-15 лет от ведущих западных образцов ПКР, которое компенсируется закупкой российских вооружений.
Оптико-электронный контейнер
Разработка и производство УР для поражения наземных целей является слабым местом ракетостроительного сектора ОПК Китая. Китай пока не производит ракеты, возможности которых можно было бы сравнить с американской ракетой «Мейврик» с инфракрасной и телевизионной системой наведения, а также с ПТУР «Джэвлин» с инфракрасной системой наведения или AGM-114 «Хелфайр» с лазерной системой наведения.
Наиболее динамично развиваются программы разработки УАБ с лазерным наведением и наведением с использованием спутниковых систем навигации, аналогичных американской программе JDAM, однако запаздывание с развертыванием национальной системы спутниковой навигации «Бейдоу» не позволяет рассчитывать на эффективное использование УАБ типа LS-6 в ближайшем будущем.