Предыдущая Оглавление Следующая

F-35032.jpg

F-35 совершает посадку

Степень участия в программе имеет три уровня, соответствующих размеру инвестиций и технического участия. Это позволило потенциальным участникам и инвесторам заранее определиться, на какую отдачу они могут рассчитывать в дальнейшем. Участие в программе JSF позволит им, в частности, развить у себя высокотехнологичное производство. В настоящее время к США уже присоединилась Великобритания. Эта страна, чей вклад в разработку F-35 весьма велик, уже инвестировала в программу 2 млрд. долл. и имеет право голоса в совете директоров программы.

Австралия, Канада, Дания, Италия, Голландия, Норвегия и Турция готовы внести свои вклады на этапе организации серийного производства самолета в размере 800 млн. - 1 млрд. долл. На этапе серийного производства (третья фаза программы) величина минимальной инвестиции для иностранных партнеров составляет 150 млн. долл. Некоторое время назад говорили также о присоединении к программе Израиля и Сингапура. Степень и статус их участия еще не определены. Скорее всего, им будет позволено инвестировать в программу не более чем по 100 млн. долл. Другим странам самолет будет предложен через Комиссию по экспорту вооружений, т. е. на общих основаниях.

Подписав договор об участии, иностранный партнер становится частью международной команды, принимает участие в разделении прибылей и берет на себя долю технических и экономических рисков, связанных с фазой производства, модернизации и эксплуатации F-35. В случае неподписания договора и выхода из программы, страна-партнер лишается приоритета в закупках F-35 для своих ВВС, отправляясь в «конец очереди» и, в результате, сможет закупить самолеты на общих основаниях.

Политика МО США в отношении стран, выразивших желание активно участвовать в НИОКР и производстве JSF, состояла в том, чтобы допускать к техническому сотрудничеству лишь те компании, которые либо могут привнести в программу какие-либо новые технологии, либо уменьшить стоимость тех узлов, производство которых будет им доверено. В противном случае страна-партнер допускалась лишь к финансовому участию.

Наибольшая доля участия, стоимостью более 2 млрд. долл., принадлежит Великобритании. В основном, эта доля реализована через американский филиал корпорации «ВАЕ», который будет собирать системы РЭБ и элементы системы управления для F-35. Планируемая прибыль должна очень скоро покрыть средства, вложенные в программу британским правительством и рядом частных фирм, и позволит продолжить британские авиационные программы, в настоящее время замороженные из-за нехватки средств.

Еще одним полем деятельности для иностранных компаний, участвующих в программе F-35, является интеграция бортового комплекса самолета с нестандартными элементами оборудования, вооружения и наземными системами.

Однако вскоре после того, как круг партнеров США по программе был определен, в «клубе» начались сложности.

Среди стран-партнеров растет недовольство политикой штаб-квартиры программы в отношении равенства их положения и свободного обмена технологиями, в том числе даже несекретными. Политика эта сводится к определению «закрытые двери».

Особенное беспокойство создавшимся положением выражает Великобритания, принимающая деятельное участие не только в финансировании программы, но и в разработке многих важных узлов и агрегатов, в частности подъемного вентилятора для СКВВП. Министр обороны Англии Дж. Хун и министр снабжения лорд Бах несколько раз побывали в США, требуя от американской стороны выполнять свои обязательства по отношению к партнеру 1-го уровня и инвестору, внесшему 2 млрд. долл. в фонд программы, и включить Англию и Австралию в правовое поле действия американского закона об обмене оборонными технологиями.

Эти визиты имели нулевой результат, равно как и переговоры между США и их союзниками по реформе в области экспорта вооружений, ведущиеся с 2000 г

Американские чиновники не определили даже, какие элементы конструкции F-35 являются наиболее критичными для соображений национальной безопасности, вынудив своих партнеров работать в технологическом вакууме и надеяться на лучшее. В основе такого некорпоративного подхода лежало нежелание США допускать кого-либо к технологическим наработкам и сборочным процессам, применяемым для F-35.

Так как многие секреты можно разгадать с использованием данных, необходимых для обслуживания и технической поддержки самолетов, весь мировой парк F-35 должен будет обслуживаться американскими специалистами с соответствующим допуском секретности.

Как и британская сторона, остальные участники программы также активно выражают неудовольствие жесткой позицией США по поводу обмена технологиями, но для них эта проблема имеет гораздо менее острый характер, т. к. они должны получить на вооружение первые F-35, в лучшем случае, через шесть - семь лет.

Изменение отношения партнеров по программе к дальнейшему участию в ней прекрасно иллюстрирует и такой факт. Норвежское лейбористское правительство, пришедшее к власти в октябре 2005 г., приняло решение о «вероятном выходе» из программы F-35 и возобновлении конкурса на перспективный истребитель. Финансовая доля участия Норвегии в программе составляла 125 млн. долл., выплачиваемых в виде ежегодных субсидий по 15 млн. долл. Решение объяснили переходом от принятия решений, руководствуясь соображениями внешней политики, к прагматическому, экономически взвешенному подходу. Но ясно, что основную роль сыграла политика США, стремящихся не допустить ознакомления импортеров F-35 с новыми технологиями, заложенными в конструкцию самолета. В качестве наиболее вероятного кандидата для замены состоящих на вооружении в Норвегии 48 истребителей F-16A и 11 УБС F-16B называют истребитель Еврофайтер «Тайфун». Итоги конкурса будут подведены в 2008 г. Замену проведут в два этапа, первый планируется начать в 2015 г.

Турция, ранее предполагавшая закупить несколько десятков F-35 на безальтернативной основе, вслед за Норвегией склоняется к возобновлению конкурса на перспективный боевой самолет. Италия, после прихода к власти нового правительства весной 2006 г., также объявила о возобновлении альтернативного конкурса на перспективный истребитель-бомбардировщик, но вскоре «забрала свои слова обратно».

В настоящее время с итальянской фирмой «Аления Аэронаутика» уже подписан договор о производстве крыльев для F-35 в качестве резервного подрядчика. Ожидается, что около половины этих сборочных единиц будет поставлено из Италии. Фирма «ВАЕ» ответственна за производство хвостовых секций фюзеляжа, ВО, ГО и консолей крыла для авианосного варианта F-35C и активно занимается поиском субподрядчиков как в Англии, так и в других странах - Дании, Канаде и Австралии. Фирма «Нортроп Грумман» уже определила ряд резервных субподрядчиков по сборке центральной секции фюзеляжа - австралийскую «Хоукер Де Хевиленд», норвежскую «Конгсберг», голландскую «Сторк», датскую «Терма» и турецкую «Тусаш».

Предыдущая Оглавление Следующая