Предыдущая Оглавление Следующая

HisName093.jpg HisName094.jpg

Именные авиаэскадрильи «Валерий Чкалов» и «Чапаевцы». 1944 г.

Из ответа И.В. Сталина писателю И.А. Новикову:

...примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено.

И. Сталин.

Летом 1943 г. именной самолет Як-7 был построен и включен в состав ВВС РККА.

Из телеграммы генерал-майора авиации Волкова писателю И.А. Новикову14

На собранные Вами средства построен боевой самолет-истребитель «Александр Пушкин», который 28 июня 1943 года передан в военно-воздушные силы Красной Армии летчику капитану Горохову.

Один из экипажей летчиков поклялся мстить врагу за смерть комсомолки Зои Космодемьянской15, чей подвиг, широко по всей стране, затронул сердца многих советских воинов. И таких примеров в годы войны было не мало.

HisName095.jpg HisName096.jpg
Як-9 А.С. Романенко с именем М.М. Расковой на борту Месть врагу за боевых товарищей и подруг.
HisName097.jpg  
Самолет "Месть Барановых"  

Большую группу именных самолетов также представляли летательные аппараты, собранные на народные средства. Как и на заре создания военной авиации в России, эта традиция и в годы Великой Отечественной войны продолжала приносить свои плоды, олицетворяя собой неразрывную связь между армией и обществом. Именные самолеты на фронт поступали от трудовых коллективов, колхозов и совхозов, и даже отдельных состоятельных граждан нашей страны. Например, на самолете-истребителе Ла-5ФН, построенном на личные средства колхозника Василия Конева, знаменитый советский летчик-ас Иван Кожедуб16 одержал ряд воздушных побед в небе Молдавии в 1944 г.

Жительница Красноярского края К.С. Шумкова также на личные средства построила самолет персонально для военного летчика гвардии подполковника Н.Г. Соболева, получивший название «Красноярский комсомолец». Его однофамилец -майор А.П. Соболев17, совершивший за годы войны более 500 боевых вылетов и сбивший лично 20 самолетов противника (летом 1 943 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза), в период 1943 -1944 гг. также воевал на именном самолете «Шилкинский старатель» (Ла-5).

Летал на именном самолете и летчик-истребитель Герой Советского Союза А.Н. Катрич (в будущем - генерал-полковник авиации), совершивший 11 августа 1941 г. первый в истории мировой авиации высотный воздушный таран летательного аппарата противника. На высоте 9 тысяч метров советский истребитель МиГ-3 осуществил перехват немецкого самолета Дорнье-217, направляющегося к Москве. В результате столкновения германский аппарат разрушился в воздухе, а советский летчик сумел успешно посадить свою машину на аэродром полка.

По оценке исследователей, поступавшие в авиацию именные самолеты от трудовых коллективов, в большинстве случаев носили персональный характер. Так, экипажу советского летчика Г.М. Паршина (943-й штурмовой авиационный полк) семья Барановых передала самолет, построенный на собственные средства, с надписью «Месть Барановых», отражая тем самым стремление внести свой посильный вклад в общую победу над фашизмом. В свою очередь, трудящиеся Алтайского края вручили своему земляку прославленному летчику Герою Советского Союза И.Ф. Павлову, боевую машину с соответствующей надписью, как знак высокой признательности его мужества и героизма на фронте.

Предыдущая Оглавление Следующая