Именные авиаэскадрильи «Валерий Чкалов» и «Чапаевцы». 1944 г.
Из ответа И.В. Сталина писателю И.А. Новикову:
...примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено.
И. Сталин.
Летом 1943 г. именной самолет Як-7 был построен и включен в состав ВВС РККА.
Из телеграммы генерал-майора авиации Волкова писателю И.А. Новикову14
На собранные Вами средства построен боевой самолет-истребитель «Александр Пушкин», который 28 июня 1943 года передан в военно-воздушные силы Красной Армии летчику капитану Горохову.
Один из экипажей летчиков поклялся мстить врагу за смерть комсомолки Зои Космодемьянской15, чей подвиг, широко по всей стране, затронул сердца многих советских воинов. И таких примеров в годы войны было не мало.
![]() |
![]() |
Як-9 А.С. Романенко с именем М.М. Расковой на борту | Месть врагу за боевых товарищей и подруг. |
![]() |
|
Самолет "Месть Барановых" |
Большую группу именных самолетов также представляли летательные аппараты, собранные на народные средства. Как и на заре создания военной авиации в России, эта традиция и в годы Великой Отечественной войны продолжала приносить свои плоды, олицетворяя собой неразрывную связь между армией и обществом. Именные самолеты на фронт поступали от трудовых коллективов, колхозов и совхозов, и даже отдельных состоятельных граждан нашей страны. Например, на самолете-истребителе Ла-5ФН, построенном на личные средства колхозника Василия Конева, знаменитый советский летчик-ас Иван Кожедуб16 одержал ряд воздушных побед в небе Молдавии в 1944 г.
Жительница Красноярского края К.С. Шумкова также на личные средства построила самолет персонально для военного летчика гвардии подполковника Н.Г. Соболева, получивший название «Красноярский комсомолец». Его однофамилец -майор А.П. Соболев17, совершивший за годы войны более 500 боевых вылетов и сбивший лично 20 самолетов противника (летом 1 943 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза), в период 1943 -1944 гг. также воевал на именном самолете «Шилкинский старатель» (Ла-5).
Летал на именном самолете и летчик-истребитель Герой Советского Союза А.Н. Катрич (в будущем - генерал-полковник авиации), совершивший 11 августа 1941 г. первый в истории мировой авиации высотный воздушный таран летательного аппарата противника. На высоте 9 тысяч метров советский истребитель МиГ-3 осуществил перехват немецкого самолета Дорнье-217, направляющегося к Москве. В результате столкновения германский аппарат разрушился в воздухе, а советский летчик сумел успешно посадить свою машину на аэродром полка.
По оценке исследователей, поступавшие в авиацию именные самолеты от трудовых коллективов, в большинстве случаев носили персональный характер. Так, экипажу советского летчика Г.М. Паршина (943-й штурмовой авиационный полк) семья Барановых передала самолет, построенный на собственные средства, с надписью «Месть Барановых», отражая тем самым стремление внести свой посильный вклад в общую победу над фашизмом. В свою очередь, трудящиеся Алтайского края вручили своему земляку — прославленному летчику Герою Советского Союза И.Ф. Павлову, боевую машину с соответствующей надписью, как знак высокой признательности его мужества и героизма на фронте.