Оглавление Следующая

ПОД НЕБОМ ВОЙНЫ

Василий АЛЕКСЕЕНКО

Некоторые вопросы инженерно-авиационной службы Советских ВВС в годы Великой Отечественной войны

Ни для кого не станет откровением тот факт, что боевая готовность авиации во многом определяется работой наземных служб. Этой работе в ВВС разных стран мира всегда уделялось первостепенное значение. Но то, что было хорошо для мирного времени, не всегда работало в боевых условиях.

Как показал опыт, предвоенная схема организации руководства инженерно-авиационной службой Советских ВВС в военных условиях себя не оправдала.

Поэтому постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 14 августа 1941 г. «Об организации Управления эксплуатации и ремонта ВВС КА» Народный Комиссар Обороны (НКО) СССР обязывался в 3-х дневный срок сформировать и укомплектовать Управление эксплуатации и ремонта личным составом и в 5-ти дневный срок реорганизовать ремонтные отделы фронтов, армий и округов в соответствии с задачами, возложенными на Управление эксплуатации и ремонта ВВС КА.

К маю 1942 г. после двух реорганизаций организационная структура инженерно-авиационной службы (ИАС) ВВС КА сложилась правильно и обеспечивала выполнение всех поставленных перед ней задач.

Главный инженер получил гибкий аппарат, при помощи которого он мог осуществлять свое руководство частями ВВС.

В состав Главного управления ИАС ВВС КА входили:

  1. Управление технической эксплуатации;
  2. Управление капитально-восстановительного ремонта;
  3. Управление полевого ремонта;
  4. Опытные отделы;
  5. Научно-испытательный институт (НИИ) ВВС КА (в дальнейшем, с июля 1944 г. он получил наименование Государственный Краснознаменный — ГК НИИ ВВС КА).

IASvWOW002.jpg

Система технической подготовки личного состава ВВС в военный период складывалась из следующих форм:
—   стажировки в авиачастях выпускников авиашкол, училищ, академий и руководящего состава тыловых частей;
—   переподготовки летного и технического состава в Запасных авиаполках (ЗАПах), на авиазаводах и учебно-тренировочных авиаполках;
—   стажировки авиамехаников в сборочных цехах на авиазаводах в течение 2-3 месяцев;
—   изучение инструкций, Наставления инженерно-авиационной службы (НИАС) и указаний в перерывах между боевыми операциями;
—   технических конференций в дивизиях, бригадах, авиаполках по обмену опытом и устранению дефектов матчасти;
—   сборов начальников отделов эксплуатации и зам. Начальников по вооружению при ГК НИИ КА;
—   сборов инженеров корпусов, дивизий, авиашкол и училищ при Воздушных Армиях (ВА) и ВВС округов по изучению новой матчасти и обмену опытом;
—   посылки в авиачасти инструкторских бригад с заводов, Управления технической эксплуатации (УТЭ), ГК НИИ ВВС КА по комплексным и узким вопросам технической эксплуатации, полевому ремонту и обслуживанию матчасти;
—   инструктивных сборов летного и инженерного состава при ГК НИИ ВВС КА;
—   демонстрацией технических кинофильмов в частях по эксплуатации и обслуживанию матчасти;
—   практических тренировок в частях по отработке навыков и использованию оборудования самолетов и по выполнению регулировочных и монтажных работ;
—   проведение сборов технического состава в авиамастерских по освоению монтажных и регулировочных работ на винто-моторных группах (ВМГ) и самолетах.

Такая система организации технической подготовки личного состава в строю в военный период и формы ее проведения вполне себя оправдали.

В результате количество летных происшествий по причине неграмотной эксплуатации матчасти летчиками и нарушений правил обслуживания матчасти техническим составом пошло на снижение, хотя интенсивность боевой работы из года в год увеличивалась. Это видно из приведенной ниже таблицы 1.

Увеличился налет (в частях) на одно летное происшествие и отказ матчасти по вине технического состава;

Год

по ВА

по ВВС округов

1943

510

757

1944

810

1107(3)

Таблица 1

Год

Процент летных происшествий и отказов по вине техсостава

Процент летных происшествий и отказов по вине летного состава

по ВА

по ВВС округов

по ВА

по ВВС округов

1942

14,8

18,8

-

-

1943

9,6

14,9

5,9

9,8

1-я половина 1944 г.

7,0

12,6

5,7

9,6

2-я половина 1944 г.

4,2

10,7

3,5

9,2

Оглавление Следующая