Василий АЛЕКСЕЕНКО
Некоторые вопросы инженерно-авиационной службы Советских ВВС в годы Великой Отечественной войны
Ни для кого не станет откровением тот факт, что боевая готовность авиации во многом определяется работой наземных служб. Этой работе в ВВС разных стран мира всегда уделялось первостепенное значение. Но то, что было хорошо для мирного времени, не всегда работало в боевых условиях.
Как показал опыт, предвоенная схема организации руководства инженерно-авиационной службой Советских ВВС в военных условиях себя не оправдала.
Поэтому постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 14 августа 1941 г. «Об организации Управления эксплуатации и ремонта ВВС КА» Народный Комиссар Обороны (НКО) СССР обязывался в 3-х дневный срок сформировать и укомплектовать Управление эксплуатации и ремонта личным составом и в 5-ти дневный срок реорганизовать ремонтные отделы фронтов, армий и округов в соответствии с задачами, возложенными на Управление эксплуатации и ремонта ВВС КА.
К маю 1942 г. после двух реорганизаций организационная структура инженерно-авиационной службы (ИАС) ВВС КА сложилась правильно и обеспечивала выполнение всех поставленных перед ней задач.
Главный инженер получил гибкий аппарат, при помощи которого он мог осуществлять свое руководство частями ВВС.
В состав Главного управления ИАС ВВС КА входили:
Система технической подготовки личного состава ВВС в военный период складывалась из следующих форм:
— стажировки в авиачастях выпускников авиашкол, училищ,
академий и руководящего состава тыловых частей;
—
переподготовки летного и технического состава в Запасных авиаполках (ЗАПах),
на авиазаводах и учебно-тренировочных авиаполках;
—
стажировки
авиамехаников в сборочных цехах на авиазаводах в течение 2-3 месяцев;
—
изучение инструкций, Наставления инженерно-авиационной службы (НИАС) и указаний
в перерывах между боевыми операциями;
—
технических конференций в дивизиях, бригадах, авиаполках по обмену опытом и устранению дефектов матчасти;
—
сборов начальников отделов эксплуатации и зам. Начальников по вооружению при ГК
НИИ КА;
—
сборов инженеров корпусов, дивизий, авиашкол и училищ при Воздушных Армиях (ВА) и ВВС округов по изучению новой матчасти
и обмену опытом;
—
посылки в авиачасти инструкторских бригад с заводов, Управления технической эксплуатации (УТЭ), ГК НИИ ВВС КА по комплексным и узким вопросам технической эксплуатации, полевому ремонту и обслуживанию матчасти;
—
инструктивных сборов летного и инженерного состава при ГК НИИ ВВС КА;
—
демонстрацией технических кинофильмов в частях по эксплуатации и обслуживанию матчасти;
—
практических тренировок в частях по отработке навыков и использованию
оборудования самолетов и по выполнению регулировочных и монтажных работ;
— проведение сборов технического состава в авиамастерских по освоению монтажных и регулировочных работ на винто-моторных группах (ВМГ) и самолетах.
Такая система организации технической подготовки личного состава в строю в военный период и формы ее проведения вполне себя оправдали.
В результате количество летных происшествий по причине неграмотной эксплуатации матчасти летчиками и нарушений правил обслуживания матчасти техническим составом пошло на снижение, хотя интенсивность боевой работы из года в год увеличивалась. Это видно из приведенной ниже таблицы 1.
Увеличился налет (в частях) на одно летное происшествие и отказ матчасти по вине технического состава;
Год |
по ВА |
по ВВС округов |
1943 |
510 |
757 |
1944 |
810 |
1107(3) |
Таблица 1
Год |
Процент летных происшествий и отказов по вине техсостава |
Процент летных происшествий и отказов по вине летного состава |
||
по ВА |
по ВВС округов |
по ВА |
по ВВС округов |
|
1942 |
14,8 |
18,8 |
- |
- |
1943 |
9,6 |
14,9 |
5,9 |
9,8 |
1-я половина 1944 г. |
7,0 |
12,6 |
5,7 |
9,6 |
2-я половина 1944 г. |
4,2 |
10,7 |
3,5 |
9,2 |