Владимир Ригмант
18 декабря 1981 года подмосковный аэродром ЛИИ в г. Жуковском огласился грохотом четырех мощных турбореактивных двигателей. В небо ушел опытный самолет "70", будущий серийный Ту-160 - краса и гордость советских, а затем и российских ВВС. Этот первый полет перспективного ракетоносца стал важной вехой в почти сорокалетней истории работ туполевского коллектива в создании пилотируемого сверхзвукового межконтинентального ударного носителя.
После многих лет напряженных поисков оптимального решения различных проблем сверхзвукового тяжелого самолетостроения, проработки десятков проектов туполевцам наконец удалось осуществить в металле и поднять в воздух самолет, отражавший их взгляд на межконтинентальную ударную машину подобного класса.
Начало работ по тяжелым сверхзвуковым самолетам в ОКБ А.Н. Туполева можно отнести к началу 50-х годов. Еще полным ходом шли проектирование и постройка первых опытных дозвуковых дальних бомбардировщиков"88"и "95" (в серии Ту-16 и Ту-95), а туполевцы совместно с другими предприятиями и организациями советского авиапрома уже начали поисковые работы по тяжелым сверхзвуковым машинам, которые в самое ближайшее будущее, в пределах десятилетия, должны были заменить в строю советских ВВС дозвуковые машины.
На начальном этапе работы охватывали общие проблемы создания тяжелых сверхзвуковых машин, затем они постепенно детализировались по трем направлениям: создание фронтового сверхзвукового бомбардировщика, создание дальнего сверхзвукового бомбардировщика в классе Ту-16, предназначавшегося для его замены и, наконец, создание межконтинентального сверхзвукового носителя, который должен был заменить Ту-95.
В рамках первого направления в 1956 году начинаются испытания опытного сверхзвукового бомбардировщика Ту-98, уверенно перешагнувшего на испытаниях через 1200 км/ч. В 1957-1958 годах готовится проект его серийного варианта Ту-24 ("98А"), не принятый к постройке из-за изменений взглядов ВВС на техническую базу отечественной фронтовой авиации. Зато в 1958 году начинаются работы по сверхзвуковому дальнему барражирующему истребителю-перехватчику "128" (Ту-28, в серии Ту-128), в основе которого лежали опытный самолет "98" и проекты его развития.
Опытный сверхзвуковой бомбардировщик "98"