К проекту AMSA были подключены ведущие самолетостроительные фирмы США: Боинг, Дженерал Дайнемикс и Рокуэлл, которые провели тщательный анализ силовой установки, вооружения, надежности, технического обслуживания и оценили возможность использования в конструкции планера титана с учетом его стоимости. Рассматривались также вопросы, связанные с условиями работы экипажа, уязвимостью самолета, обороной с помощью снарядов-ловушек и использованием системы в ограниченных и локальных войнах в качестве обычной бомбардировочной системы с обыкновенными бомбами. Всего к предварительным работам на этапе изучения проблемы создания самолета было привлечено несколько десятков фирм США, связанных с аэрокосмическим бизнесом.
Следует отметить, что все предложения по перспективному стратегическому пилотируемому носителю, выдвигавшиеся ВВС США и подкрепленные серией предпроектов, начиная с 1960 года, стабильно отвергались Министерством обороны США. По мнению же ВВС, такая машина нужна была в составе стратегических ударных сил. По замыслу руководства ВВС США система предназначалась для замены В-52 и FB-111 в 70-е и 80-е годы. Самолет-носитель должен был иметь дальность полета без дозаправки 16000 км и хорошую маневренность. Вооружение 25 ракет SRAM и большой груз обычных или ядерных бомб. Оборудование должно было включать улучшенные активные и пассивные средства для прорыва системы ПВО. Взлетная масса определялась около 150 т. Скорость сверхзвуковая на малой высоте (М=1,2) и соответствующая М=2,5 на большой крейсерской высоте.
На начальном этапе программы AMSA рассматривалась возможность глубокой модификации под эти требования FB-111, в противовес развития ее в сторону создания принципиально нового самолета. На этом этапе проводились интенсивные исследования и разработка силовой установки, электронного оборудования.
![]() |
![]() |
Предварительные конфигурации самолета AMSA |
Против этой программы в 1966 году выступало Министерство обороны США, ведь программа AMSA шла в разрез с точкой зрения министерства, согласно которой основным стратегическим оружием США считались МБР наземного базирования и баллистические ракеты, запускаемые с подводных атомных ракетоносцев. На исследования по теме до 1966 года (включая исследования по предтемам) было израсходовано 90 млн. долл., в 1967 году - 11 млн.долл., на 1968 год было ассигновано 20 млн. долл. Основные трудности в разработке самолета по программе AMSA, с которыми столкнулись разработчики, касались силовой установки, которая должна была обеспечить большой диапазон летных данных ЛА, в том числе устойчивый сверхзвуковой полет на малой высоте при небольшом расходе топлива.
С учетом этих обстоятельств проектировщики склонялись к целесообразности использования в проекте ТРДД с переменной степенью двухконтурности и восьмикратным отношением тяги к массе двигателя. Исследования по проекту проводились фирмами Дженерал Электрик и Пратт-Уитни. На самолете должны были стоять четыре ТРДДФ с тягой по 22700 кгс каждый. Навигационное оборудование должно было включать бесплатформенную инерциальную систему и доплеровскую систему навигации, что должно было обеспечить самолетовождение в условиях непрохождения радиоволн, вызванных ядерным взрывом. Вооружение - ракеты SRAM, ядерные и обычные бомбы.
Вполне возможно, эта программа разделила бы судьбу предыдущих или еще длительное время не выходила бы за рамки НИР, если бы в 1969 году, наконец, не завершилась проводившаяся ВВС США с 1962 года программа «Прогнозирование», которая положила конец масштабному обсуждению (и не только в США) на тему: устарели ли стратегические бомбардировщики, и не стоит ли от них окончательно отказаться в системе вооружений страны.
ВВС США подтвердили необходимость и преимущества стратегических систем на основе пилотируемых самолетов-носителей, возможность и необходимость их использования в глобальном термоядерном конфликте (наряду с МБР и БРПЛ) и в различных локальных конфликтах с обычным вооружением. Чаяния ВВС нашли отклик в МО США. Согласно пересмотренному бюджету на 1970 год, представленному министром обороны США Лэердом в марте 1969 года, программа AMSA форсировалась. Вместо проведения конкурса проектов продолжительностью два года фирма или фирмы для разработки самолета должны были быть выбраны в течение пяти-шести месяцев. Резко увеличивались ассигнования на программу: 1970 год - 100 млн.долл. и далее по нарастающей. В 1977 году планировалось начать развертывание боевых частей на новых самолетах.
На 1969 год данные основные летно-тактические данные самолета по программе AMSA определялись следующими значениями:
экипаж | 4 чел. |
двигатели | 4 х ТРДДФ |
взлетная тяга на форсаже | 4x16000 - 18000 кгс |
взлетная масса | 150 - 160 т |
максимальная скорость на большой высоте | 2350-2550 км/ч (М=2,2 - 2,4) |
у земли | 1100-1470 км/ч (М=0,9-1,2) |
практический потолок | 24000 м |
максимальная дальность | 16000 км |
длина ВПП | 1850 м |