Предыдущая Оглавление Следующая

Внутренняя часть кессона являлась топливным баком-отсеком. Оперение самолета стреловидное, нормальной схемы, со стабилизатором на фюзеляже. Шасси пятиопорное. Подобная схема позволяла снизить приведенную нагрузку на ВПП. Носовая двухколесная стойка и две внутренние четырехколесные убирались в фюзеляж. Две внешние четырехколесные - в мотогондолы. Для уменьшения длины пробега использовался тормозной парашют.

Силовая установка состояла из четырех двухконтурных ТРДДФ НК-54-20 с взлетной тягой по 18000 кгс. Двигатели размещались попарно в двух мотогондолах, расположенных под неподвижной частью крыла. Предполагалась система дозаправки топливом в полете от однотипного самолета-заправщика.

Экипаж самолета должен был размещаться на рабочих местах, оборудованных катапультируемыми сиденьями. На перспективу предполагалось внедрение в конструкцию целиком отделяемой спасаемой кабины. В ударном варианте экипаж состоял из двух пилотов и штурмана. В противолодочном варианте экипаж состоял из двух летчиков, двух штурманов и шести операторов, размещенных в отдельной кабине.

Для решения широкого круга задач самолет оборудовался рядом автоматизированных комплексов, способных решать задачи навигации, радиосвязи, разведки, обороны и нанесения ударов разнообразными средствами поражения.

Вооружение самолета размещалось в трех фюзеляжных отсеках и на внешних узлах подвески. В ударном варианте М-18 мог нести как ракеты, так и широкую номенклатуру обычных и ядерных бомб. В противолодочном варианте самолет мог брать на борт две-четыре противолодочные торпеды или до 20 противолодочных глубинных авиабомб и гидроакустические буи. В разведывательном варианте на внешних узлах подвешивалось несколько типов контейнеров с различным разведывательным оборудованием. В варианте «рейдера» М-18 мог нести до 16 ракет класса «воздух-воздух» большой дальности полета.

В таком виде самолет М-18 вышел на конкурс 1972 года, проект был признан перспективным и его общие технические решения были рекомендованы для дальнейшего развития.

Основные характеристики самолета проекта М-18

длина самолета, м 50,1
размах крыла, м 49,4/23,0
высота самолета, м 11,3
взлетная максимальная масса, кг 230000
масса боевой нагрузки, кг: нормальная 9000
максимальная 39000
максимальная скорость, км/ч 2350-2900
максимальная дальность полета на дозвуке без дозаправки, км 15000-16000
длина разбега, м 1400-2400
пробега, м 1400
экипаж, м 3

Lr_Tu160112.jpg Lr_Tu160114.jpg

Модель самолета М-20 по схему "утка" с пакетным расположением двигателей

Lr_Tu160113.jpg Lr_Tu160115.jpg

Модель самолета М-18 в конфигурации со сложенным и разложенным крылом. Хорошо видна общая аэродинамическая компоновка, схожая с компоновкой будущего бомбардировщика Ту-160

Предыдущая Оглавление Следующая