Внутренняя часть кессона являлась топливным баком-отсеком. Оперение самолета стреловидное, нормальной схемы, со стабилизатором на фюзеляже. Шасси пятиопорное. Подобная схема позволяла снизить приведенную нагрузку на ВПП. Носовая двухколесная стойка и две внутренние четырехколесные убирались в фюзеляж. Две внешние четырехколесные - в мотогондолы. Для уменьшения длины пробега использовался тормозной парашют.
Силовая установка состояла из четырех двухконтурных ТРДДФ НК-54-20 с взлетной тягой по 18000 кгс. Двигатели размещались попарно в двух мотогондолах, расположенных под неподвижной частью крыла. Предполагалась система дозаправки топливом в полете от однотипного самолета-заправщика.
Экипаж самолета должен был размещаться на рабочих местах, оборудованных катапультируемыми сиденьями. На перспективу предполагалось внедрение в конструкцию целиком отделяемой спасаемой кабины. В ударном варианте экипаж состоял из двух пилотов и штурмана. В противолодочном варианте экипаж состоял из двух летчиков, двух штурманов и шести операторов, размещенных в отдельной кабине.
Для решения широкого круга задач самолет оборудовался рядом автоматизированных комплексов, способных решать задачи навигации, радиосвязи, разведки, обороны и нанесения ударов разнообразными средствами поражения.
Вооружение самолета размещалось в трех фюзеляжных отсеках и на внешних узлах подвески. В ударном варианте М-18 мог нести как ракеты, так и широкую номенклатуру обычных и ядерных бомб. В противолодочном варианте самолет мог брать на борт две-четыре противолодочные торпеды или до 20 противолодочных глубинных авиабомб и гидроакустические буи. В разведывательном варианте на внешних узлах подвешивалось несколько типов контейнеров с различным разведывательным оборудованием. В варианте «рейдера» М-18 мог нести до 16 ракет класса «воздух-воздух» большой дальности полета.
В таком виде самолет М-18 вышел на конкурс 1972 года, проект был признан перспективным и его общие технические решения были рекомендованы для дальнейшего развития.
Основные характеристики самолета проекта М-18
длина самолета, м | 50,1 |
размах крыла, м | 49,4/23,0 |
высота самолета, м | 11,3 |
взлетная максимальная масса, кг | 230000 |
масса боевой нагрузки, кг: нормальная | 9000 |
максимальная | 39000 |
максимальная скорость, км/ч | 2350-2900 |
максимальная дальность полета на дозвуке без дозаправки, км | 15000-16000 |
длина разбега, м | 1400-2400 |
пробега, м | 1400 |
экипаж, м | 3 |
Модель самолета М-20 по схему "утка" с пакетным расположением двигателей
Модель самолета М-18 в конфигурации со сложенным и разложенным крылом. Хорошо видна общая аэродинамическая компоновка, схожая с компоновкой будущего бомбардировщика Ту-160