Выдвижная штанга топливоприемника самолета Ту-160
![]() |
![]() |
Хвостовая часть фюзеляжа, в которой располагается контейнер с тормозным парашютом и основные блоки бортового комплекса обороны "Байкал", автоматы выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей | "Черный ящик" самолета Ту-160 |
Самолет имеет автоматическую систему предупреждения и ограничения выхода на предельные режимы полета.
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Гидравлическая система самолета - четырехканальная и состоит из четырех независимых гидросистем. На каждом двигателе НК-32 располагается по одному гидронасосу. Для работы на земле и при аварийных ситуациях в полете имеются вспомогательные турбонасосные установки.
Гидравлические системы обеспечивают работу рулевых приводов стабилизатора, киля, интерцепторов, флаперонов, агрегатов управления клином воздухозаборника, рулевых приводов предкрылков и закрылков, поворотных частей крыла, агрегатов шасси и многопозицонных катапультных установок в отсеках вооружения. Управление агрегатами гидросистемами - электродистанционное.
ПРОТИВООВЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Состоит из:
- противообледенительной электротепловой системы воздухозаборников двигателей;
- системы электрообогрева приемников воздушного давления;
- противообледенителей стекол;
- воздушно-тепловой системы двигателей;
- сигнализаторов обледенения планера.
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА. Система обеспечивает нормальные условия деятельности экипажа и оборудования на всех режимах полета. Воздух для системы отбирается от двигателей и после охлаждения, понижения давления и фильтрации подается в герметическую кабину экипажа.
Герметическая кабина - вентиляционного типа. У каждого члена экипажа имеются индивидуальные кислородные приборы.
ТОРМОЗНАЯ ПОСАДОЧНАЯ ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА. Система предназначена для сокращения длины пробега самолета после посадки и при прерванном взлете в дополнение к другим имеющимся тормозным устройствам. Система включает в себя три основных парашюта крестообразной формы общей площадью 105 м2 и два вытяжных парашюта площадью по 1 м2.
СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ. В систему катапультирования входят:
- система сброса крышек фонаря кабины;
- катапультные установки с креслами К-36ДМ;
- агрегаты управления и сигнализации.
Каждое из четырех рабочих мест экипажа оборудовано катапультируемым креслом, которое обеспечивает спасение во всех аварийных ситуациях и случаях боевого поражения во всем диапазоне высот полета и на земле. Система обеспечивает принудительное и раздельное катапультирование членов экипажа. Принудительное катапультирование возможно по команде с любого рабочего места.
Каждый член экипажа имеет индивидуальное высотно-спасательное снаряжение.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА. Противопожарное оборудование установлено в гондолах двигателей, отсеке вспомогательной силовой установки и кабине экипажа.
Система состоит из термочувствительных датчиков, оборудования централизованного пожаротушения и ручных огнетушителей.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ. На самолете Ту-160 установлены четыре интегральных привода-генератора переменного тока, четыре бесконтактных генератора постоянного тока, системы регулирования, защиты и распределения электроэнергии. В качестве вспомогательного источника предусмотрен генератор переменного тока, установленный на вспомогательной силовой установке. В качестве аварийных источников тока используются аккумуляторы.