
КОЕ-ЧТО, ПОМИМО ПУЛЕМЁТОВ...
Ещё одним средством усиления обороны «пешки» стали авиационные гранаты АГ-2, введённые со 179-й серии в феврале 1943 г. Коробку ДАГ-10 в фюзеляже заряжали десятью такими гранатами массой по 1,8 кг. По команде штурмана или стрелка их серией сбрасывали через створку внизу фюзеляжа, что в горизонтальном полёте защищало самолёт сзади-снизу. На втором году войны немцы стали атаковать на горке после пикирования, что позволяло проскакивать зону обстрела. «Нырнув под хвост» бомбардировщика, они на кабрировании расстреливали цель снизу, тут же отворачивая в сторону.
АГ-2 в ряде случаев противодействовали этому приёму - их близкие разрывы не сулили немцу ничего хорошего. Разработанное в ГСКБ-47 для истребительной авиации ещё в 1938 г., детище А.Ф. Турахина долго «пробивалось в жизнь», хотя нужда в нём остро ощущалась у штурмовиков, одномоторных бомбардировщиков Су-2 и тяжёлых истребителей Пе-3, слабо или практически незащищённых от атак сзади-снизу. Но только во второй половине войны промышленность стала монтировать держатели гранат практически на всех двухмоторных бомбардировщиках ВВС КА. Кое-где ДАГ своими силами устанавливали на «пешки», начиная с декабря 1941 г. Например, в 9-м отдельном авиаполку «лидеров». Своевременное применение АГ-2 приносило неплохие результаты, а приёмы их использования позволяли уничтожать атакующий и сзади-сверху истребитель.
8 марта 1943 г. шестёрку Пе-2 под прикрытием Як-1 из состава 15 ВА, в районе Красного Поля атаковали пять Bf 109. Навстречу им сбросили 12 гранат, что помогло отбить атаку без потерь. Немцы лишились одного истребителя, упавшего близ реки Донец. На следующий день восьмёрка Пе-2 из 3-го бак бомбила скопление войск у Суры с высоты 900-1000 м. Сзади на них зашло звено FW-190A, открыв огонь с большой дистанции. Бомбардировщики встретили их 20 гранатами, и штурман Старостин поразил серией АГ-2 один истребитель, который загорелся и совершил вынужденную посадку севернее Раховец.
5 декабря 1943 г. самолёт-разведчик Пе-3бис гвардии младшего лейтенанта Николаенко из 98-го гвардейского авиаполка дальних разведчиков Главного Командования в районе Казатина атаковала пара истребителей Bf 109G. По команде штурмана гвардии старшего лейтенанта Юрьева лётчик отвернул к ближайшему облаку и перевёл машину в набор высоты. «Мессершмитты» успели атаковать только раз, сверху, попав под огонь пулемёта штурмана. Истребитель, проскочив под самолёт Николаенко, получил повреждение от разрыва АГ-2 и ушёл со снижением в сторону аэродрома Калиновка.

Ракетные снаряды РОС-82 на орудиях РО-82 на фюзеляже Пе-2 для стрельбы назад
Признанием эффективности АГ-2 можно считать указание главного инженера АДД генерал-лейтенанта ИАС Маркова. В июле 1944 г. он распорядился силами техсостава частей смонтировать на всех самолётах Ил-4, Ли-2, В-25 и Пе-3 по одному держателю ДАГ-10.
Ещё одной любопытной идеей «защиты хвоста» бомбардировщиков и разведчиков стало оснащение их пусковыми реактивных снарядов, ориентированными назад. Впервые такую установку задумали для скоростного пикирующего бомбардировщика СПБ конструктора Жемчужина ещё до войны. Правда, для стрельбы в ЗПС предусматривалась выдвижная кассета, и снаряды были более серьёзными - PC-132, но в серию система не пошла.
В строевых частях аналогичные устройства делали по-разному. Одному из первых мысль «довооружить» Пе-2 пришла технику А. Помазанскому. Он совершенно справедливо посчитал, что психологическое воздействие несущихся навстречу атакующему истребителю ракет и их взрывы компенсируют потерю скорости бомбардировщика-ракетоносца.

Четырехорудийная ракетная управляемая батарея РУБ-4 на астроколпаке стрелка Пе-2