Виктор БЕЛЯЕВ
После затянувшегося перерыва продолжим рассказ о зарубежных беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). В предыдущей статье мы представили семейство наиболее популярного оперативно-тактического многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 «Предейтор», выпускаемого достаточно крупными партиями авиационным отделением GA-ASI американской корпорации «Дженерал Атомикс».
На этот раз речь пойдет о другом, не менее известном американском беспилотном аппарате Нортроп Грумман RQ-4 «Глоубал Хоук», являющимся самым крупным в мире. По сути дела, это самый настоящий беспилотный самолет с размахом крыла свыше 35 м и взлетной массой более 11 т.
«Глоубал Хоук» относится к классу БПЛА, способных совершать длительные полеты (более 30 ч) на высотах 18000-19000 м и без посадки преодолевать расстояния до 21000 км. Не случайно аппарат носит название «Глоубал Хоук», что в переводе означает «Глобальный Ястреб». Этим подчеркивается его способность долгое время «парить» над удаленной местностью, высматривая с помощью зорких опто-электронных «глаз» различные объекты, зачастую достаточно мелкие.
БПЛА представляет собой сложнейший и высокоэффективный авиационный беспилотный информационный комплекс, состоящий на вооружении ВВС США и способный в масштабе реального времени передавать необходимые сведения, помогающие решению стратегических задач.
«Глоубал Хоук» вобрал в себя результаты почти 40-летних усилий американских специалистов, занятых в области создания разведывательных БПЛА. И прежде чем начать о нем наше повествование, окунемся немного в историю. Хорошо известно, что для выполнения длительных высотных разведывательных полетов в США в 1950-х годах фирмой «Локхид» был разработан самолет U-2. В течение ряда лет эти машины успешно выполняли разведывательные полеты над СССР, Китаем и Кубой, безнаказанно пересекая их в различных направлениях. После того как в начале 1960-х годов несколько U-2 были уничтожены с помощью зенитных управляемых ракет, в США возникла идея использовать для разведки беспилотные аппараты, которые на большой высоте и с большой скоростью могли бы пересекать территорию противника и доставлять собранные сведения на свою базу.
Именно тогда впервые заговорили о необходимости создания высотного БПЛА, способного совершать полеты в течение очень длительного времени. По замыслу военных, такие аппараты, относящиеся в настоящее время к классу НАЕ (High Altitude Endurance) или HALE (High-Altitude Long Endurance), должны летать на высоте 20000 м и вести стратегическую разведку и целеуказание, т. е. стать своеобразным дополнением высотным разведчикам U-2.
В 1962 г. американская фирма «Теледайн Райан» создала семейство беспилотных аппаратов 147 «Файрби», с 1969 г. известных под обозначением AQM-34. Эти аппараты, весящие 1500 кг, были оснащены одним ТРД. Сначала это были двигатели Теледайн Континентал J69 и J100, а затем - Дженерал Электрик J85. Двигатели размещались в гондоле под носовой частью фюзеляжа. Запуск БПЛА осуществлялся с самолета-носителя Локхид DC-130, имевшим под крылом два пилона для
их подвески. Следует отметить, что на «беспилотниках» AQM-34 фирма «Теледайн Райан» впервые попыталась применить некоторые элементы технологии «стеле», в частности, специальную окраску, радиопоглощающие секции обшивки, частичное экранирование воздухозаборника и систему подавления инверсионного следа.
Разработка БПЛА AQM-34 «Файрби» финансировалась американскими ВВС в рамках секретной программы «Биг Сафари». На вооружение их приняли в 1964 г., развернув первое подразделение на авиабазе Кадена на Окинаве. В течение 1964 - 1975 гг. свыше 1000 аппаратов AQM-34 различных модификаций выполнили 3435 вылетов в соответствии с программой «Лайтнинг Баг». Их маршруты пролегали над Китаем, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Полеты проходили по заранее спланированным трассам. Вся получаемая информация фиксировалась на фотопленке. Для возвращения БПЛА использовались парашюты, причем по время спуска осуществлялся подхват аппарата с помощью специального устройства, размещенного на вертолете.
Всего «Теледайн Райан» разработала 28 модификаций БПЛА «Файрби», которые совершали полеты на высотах порядка 18000 м. При этом модификация 147-Т, имеющая крыло с увеличенным размахом, могла подниматься почти на 23000 м. Этот вариант американцы использовали для наблюдения за испытаниями атомных бомб в Западном Китае. Следует отметить, что за 10 лет эксплуатации было потеряно более 160 аппаратов, из которых 50% было сбито средствами ПВО. Американцев это особенно не волновало, так как каждый «Файрби» рассчитывался на 2,5 полета; рекордсменом был один из БПЛА модификации 147-SC, совершивший 68 полетов.
![]() |
![]() |
Разведчик БПЛА AQM-34L "Файрби" в полете | Американский беспилотный разведчик "Файрби", сбитый над Вьетнамом |