Предыдущая Оглавление Следующая

В 1956 г., с выходом разработки комплекса С-75 на стадию завершающих испытаний, было принято решение о расширении базы производства зенитных ракет. К их выпуску были привлечены: расположенный в подмосковном Долгопрудном завод №464 (в дальнейшем — «Долгопрудненский машиностроительный завод») и авиационных предприятий — ленинградский завод №272 (в дальнейшем —«Ленинградский северный завод»), ведущий свою родословную от дореволюционных заводов РБВЗ, самолетостроительных заводов Лебедева и Щетинина.

В отличие от упомянутых выше авиационных предприятий, занимавшихся ранее производством легкомоторных самолетов и двигателей для них, саратовский завод №292 был одним из головных предприятий самолетостроительной отрасли, к середине 1950-х гг. освоившим выпуск весьма сложной продукции — двухместных всепогодных перехватчиков Як-25. Однако задержка с созданием более совершенных яковлевских самолетов позволила с 1958 г. подключить этот мощный завод к производству зенитных ракет для С-75.

Помимо предприятий авиационной промышленности к производству ракет были подключены и артиллерийские заводы. Современное екатеринбургское ОАО «Машиностроительный завод им. Калинина» ведет свою родословную от петроградского «Арсенала», в годы Гражданской войны эвакуированного в подмосковные Подлипки и переименованного в завод №8. В 1941 г. предприятие продолжило продвижение вглубь страны, добравшись до Свердловска. В 1957 г. ракеты комплекса С-75 сменили традиционную продукцию свердловского завода — зенитные пушки.

Таким образом в конце 1950-х гг. производство ракет комплекса С-75 осуществлялось на пяти заводах.

Отметим, что боевых ракет 1Д было выпущено намного меньше, чем изделий последующих вариантов. Для проведения полигонных испытаний в основном использовались телеметрические образцы ракеты 1Д.

Комплектующие изделия для ракет изготавливали многие заводы и опытные производства НИИ и ОКБ.

Еще в январе 1957 г. на полигоне Капустин Яр началось создание стыковочной базы, куда с заводов поставлялись элементы зенитных ракетных комплексов. Личный состав базы производил стыковку всех боевых элементов ЗРК, настройку систем и связей в условиях реальной работы и окончательно сдавал комплексы войсковым частям. С августа там же из поставлявшихся с заводов-изготовителей боевых и вспомогательных средств, оборудования комплектовались дивизионы системы СА-75. База была оборудована измерительной и регистрирующей аппаратурой, мастерскими для проведения стыковки серийных средств, их комплексной настройки и проверки ЗРК на соответствие техническим условиям. После освоения всего комплекса работ база обеспечивала одновременную стыковку нескольких комплексов. Работы проводились сотрудниками специального монтажного управления, военными специалистами базы и войсковых частей. Офицерский состав войсковых частей приобретал практические навыки в работе с системой на всех этапах, что позволяло углубить теоретическую подготовку и ускорить процесс освоения новой техники.

Несмотря на принятие комплекса СА-75 на вооружение, еще при испытаниях выявились некоторые недостатки, снижавшие боевые возможности нового зенитного ракетного оружия. Что поделаешь, сказались авральные методы выполнения заданий, и то, что ряд технических задач пришлось решать впервые. К примеру, при полете цели на малой высоте на угломестном экране возникала вторая, паразитная отметка, затруднявшая наведение ЗУР, в особенности в автоматическом режиме. При переключении масштаба дальности на экранах индикаторов происходил спад напряжения, что часто приводило к потере сопровождения цели. Высокий уровень шума в кабинах СНР способствовал быстрой утомляемости операторов и боевого расчета.

Большая зона падения стартовых ускорителей, расположенная на удалении от 2 до 5,4 км от пусковой установки, ставила дополнительные ограничения при выборе позиций для размещения огневых дивизионов в густонаселенных районах страны.

Форсированное по срокам проведение Государственных испытаний не позволило провести проверку работы комплекса при предельно допустимых (по техническому заданию) температурах эксплуатации; не были проведены испытания комплекса на длительное хранение.

Ряд особенностей средств комплекса затруднял его эксплуатацию в войсках. При проведении регламентных работ требовалось вскрытие всех лючков на ракете. Использование в двигателе трех компонентов топлива усложняло процесс заправки. При температуре окружающей среды более +40°С. требовалось устанавливать тент над стартовым ускорителем. Кроме того, выявилась опасность самозапуска ЖРД из-за несовершенства конструкции кабельной сети.

Но в целом, выявленные недостатки не носили решающего значения. Поэтому с 1958 г. комплексы СА-75 в массовом количестве поставлялись Заказчику и вскоре стали основным оружием Войск ПВО страны.

За создание первой перевозимой системы зенитного управляемого ракетного оружия Ленинской премии были удостоены создатели наземных средств системы и зенитной управляемой ракеты: К.С. Альперович, Ю.Н. Афанасьев, Г.Ф. Добровольский, Е.Г. Зелкин, Б.С. Коробов, В.Н. Кузьмин, Ф.В. Лукин, А.В. Пивоваров, А.А. Расплетин, Н.В. Семаков, В.Е. Черномордик, Г.Е. Болотов, Р.С. Буданов, Е.С. Иофинов, A.M. Исаев, П.М. Кириллов, Ю.Ф. Красонтович, Ф.С. Кулешов, А.Н. Садеков, Н.И. Степанов, Б.А. Челышев.

Б.В. Бункину и П.Д. Грушину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Возглавляемое П.Д. Грушиным ОКБ-2 ГКАТ было награждено орденом Ленина.

Sistem75006.jpg Sistem75007.jpg
Расчет комплекса С-75 на учебных занятиях Учебные занятия но комплексе С-75 в одной из частей Войск ПВО

Предыдущая Оглавление Следующая