Пусковая установка СМ-90
Повышение надежности ракеты также было достигнуто и благодаря использованию ампулизированных топливных баков. Регулирование тяги двигателя позволило уменьшить расход на маршевом участке полета и за счет этого увеличить дальность полета.
Однобалочная пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты была создана в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Она была оснащена синхронно-следящим приводом. При старте ракеты использовался газоотражатель, прижимавшийся к грунту давлением газовой струи стартового двигателя. Пусковые установки, поставленные на отделяемые колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч, а по грунтовым дорогам — до 10 км/ч. Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое составляло 2 ч 20 мин.
В составе комплекса С-75М совместно с пусковой установкой СМ-90 использовались транспортно-заряжающие машины ПР-11БМ (на базе полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151КВ), которые обеспечивали возможность работы с ракетами 20Д и последующими модификациями.
Комплексу С-75М придавались станция разведки и целеуказания П-12М «Десерт» (позднее РЛС П-18) и радиовысотомер, которые комплектовались автономными дизельными электростанциями.
Входившая в состав дивизиона кабина сопряжения и связи позволяла осуществлять работу станции наведения ракет в режиме приема целеуказаний от автоматизированных систем управления.
Дополнительно дивизиону могла придаваться аппаратура радиорелейной связи, смонтированная в полуприцепе. Антенно-мачтовое устройство (АМУ), использовавшееся для подъема антенн, после демонтажа и укладки по-походному, а также ЗИП, размещенный в полуприцепе, транспортировались автомашиной ЗИЛ-131.
При создании комплекса и в ходе его эксплуатации были проведены аппаратурные доработки станции наведения ракет, которые позволили уменьшить минимальную высоту зоны поражения до 1 км.
С-75Д
Находившиеся в эксплуатации в СССР комплексы С-75 «Десна» постоянно дорабатывались как на местах дислокации, так и при проведении плановых ремонтов на заводах Министерства обороны. Это позволяло поддерживать боевые возможности и характеристики комплексов С-75 «Десна» практически на уровне возможностей созданных позднее комплексов С-75М «Волхов».
Разработка системы с расширенными боевыми возможностями на базе систем «Десна» была начата в соответствии с постановлением СМ СССР от 4 июня 1963 г. Предусматривалось обеспечение возможностей обстрела целей со скоростями до 2000 км/ч, снижение минимальной высоты поражения с 3000 до 300 м, расширение курсовых углов зоны поражения целей, летящих со скоростью 1500 км/ч до 90 град, и до круговой зоны при обстреле дозвуковых целей.
Проведенные в середине 1960-х гг. работы позволили ввести в боекомплект комплексов С-75 «Десна» ракеты типа В-755 различных модификаций, что резко повысило его боевые возможности и позволило продлить эксплуатацию боевой техники. Аппаратура станции наведения ракет и стартовой батареи была доработана для возможности применения ракет В-755У с ускоренным циклом предстартовой подготовки.
Использование в составе стартовой батареи РБ-75 усовершенствованных пусковых установок CM-63-11A позволило эксплуатировать ракеты типов 13Д (В-750ВН), 20Д (В-755) всех модификаций без ограничений.
Комплекс под обозначением С-75Д с ракетами В-755, В-755У (и их модификациями) был принят на вооружение в 1969 г.
С-75М «Десна»
В середине 1960-х гг. было принято решение о начале экспортных поставок комплексов с аппаратурой 6-сантиметровго диапазона. В результате этого в 1965 г. комплекс С-75 «Десна» был доработан для поставок в зарубежные страны. В конце 1960-х гг. в состав комплекса, предназначенного для экспортных поставок, была введена ракета 20Д (В-755).
ЗРК С-75М1 «Волхов»
Разработка системы с расширенными боевыми возможностями на базе систем «Десна» и «Волхов» была начата в соответствии с постановлением СМ СССР от 4 июня 1963 г. Предусматривалось увеличение максимальной дальности пусков ракет комплекса С-75М по дозвуковым целям с эффективной поверхностью рассеяния Ил-28 с 40 до 55 км, снижение минимальной высоты поражения с 3000 до 300 м, расширение курсовых углов зоны поражения целей, летящих со скоростью 1500 км/ч, до 90° и до круговой зоны при обстреле дозвуковых целей.
В ходе проведения работ были созданы: новая станция наведения, антенный пост, усовершенствованная пусковая установка с электросиловым приводом. Система электропитания обеспечивала электроэнергией в полевых условиях средства радиотехнической и стартовой батарей.
Комплекс работ по совершенствованию систем С-25 и С-75 в 1965 г. был удостоен Ленинской премии, лауреатами которой стали Р.А. Валиев, Л.И. Горшков, К.К. Капустян, В.В. Коляскин, Г.С. Легасов, К.В. Лендзиан, Н.И. Оганов, Я.Л. Фридман, Ф.М. Шумилов, И.А. Шушков.
ЗРК С-75М2 «Волхов»
При разработке ЗРК С-75М2 была спроектирована ракета 5Я23 и выполнены доработки аппаратурной части комплекса для использования ракет 20ДП (и более поздних модификаций: 20ДС; 20ДУ; 20ДСУ) с наведением на пассивном участке траектории, что позволило увеличить максимальную дальность стрельбы по одиночной цели, летящей со скоростью до 500 м/с в беспомеховой обстановке, до 56 км.
Ракета 5Я23 (В-759) — одна из последних модификаций ракет для комплексов системы С-75 — была спроектирована в ОКБ ММЗ «Авангард». Разработка была начата по постановлению от 22 сентября 1967 г. С введением ракет данной модификации была обеспечена зона поражения: по дальности 6 (7)—56 (76) км, по высоте — 0,1 (0,05)—30 км, максимальная скорость поражаемой цели — 3700 км/ч.
Система зенитного ракетного оружия С-75М2 с ракетой В-759 (5Я23) была принята на вооружение в 1971 г.