Предыдущая Оглавление Следующая

Su-7B272.jpg

ИНДИЯ

Служба «Су-седьмых» в индийской авиации стала одной из наиболее ярких страниц в биографии самолёта, богатой не только боевыми эпизодами, но и раскрытием практически всего заложенного потенциала в эксплуатации, где машина отработала два десятка лет с полной отдачей и использовалась буквально «на всю катушку».

Индия стала первым, после социалистических стран, зарубежным заказчиком самолётов этого типа, притом что военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом сложилось далеко не сразу и куда позже, чем с другими партнерами в азиатско-тихоокеанском регионе.

С избавлением от колониализма в 1947 году Индия, в отличие от других пришедших к независимости стран, сохраняла нормальные отношения с бывшей метрополией и оставалась членом Британского содружества под формальной властью английской короны. Сохраняя налаженные связи, Индия ряд лет оснащала свои вооруженные силы почти исключительно британской военной техникой и оружием. Офицерские кадры также готовились в британских военных учебных заведениях. Придерживаясь во внешней политике курса неприсоединения, опиравшегося на глубокие философско-религиозные традиции, Индия и позже в вопросах военного строительства воздерживалась от союзов военно-политического толка, со здоровым рационализмом сохраняя свободу выбора при комплектовании армии, отбирая наиболее подходящую как по уровню, так и по экономическим критериям технику (показательно, что в делах оружейного импорта американские предложения для индийцев словно не существовали - по-видимому, с учётом обременительных и далеко идущих последствий таких контактов).

С Советским Союзом отношения поддерживались добрососедские, но почти полтора десятилетия это никак не сказывалось на возможностях военно-технического сотрудничества: индийская сторона и здесь демонстрировала верность независимому курсу, совершенно не будучи склонной к революционной риторике и готовности строить «светлое будущее», у прочих представителей развивающихся стран служивших разменной монетой при столь же непременной потребности в советском оружии.

В тогдашние представления о мировом противостоянии двух систем (социализма и империализма) Индия тоже не очень-то вписывалась, придерживаясь вполне капиталистического уклада в экономике, но и не принадлежа к лагерю «реакционных сил». Принцип «кто не с нами - тот против нас» был ещё весьма живуч, и только со временем решили примириться с тем, что мир шире, чем кажется. На XX съезде КПСС сопричислили к прогрессивным силам современности и национально-освободительные движения, куда определили и Индию. Дальнейшее уже было делом техники: прогрессивные лозунги индийцы были способны заменить твёрдой валютой, имея репутацию вполне благонадёжных партнёров, а советской стороне на оружейном рынке было что предложить. Заинтересовавшись новинками авиационной техники, в апреле 1957 года представители индийских ВВС во главе с вице-маршалом Арджан Сингхом побывали в СССР. На аэродроме Кубинка индийские лётчики познакомились с истребителем МиГ-17, облетали его и даже выполнили воздушные стрельбы по мишеням. Самолёт им понравился, но в тот раз с более выгодным предложением выступили французы, у которых Индия заказала сотню «Мистеров».

Договориться удалось только в 1962 году, когда внимание индийцев привлёк сверхзвуковой МиГ-21, и они выразили желание купить лицензию на его производство. К тому времени в комплектовании индийских ВВС возобладал весьма рациональный подход, в духе британской пословицы «не класть все яйца в одну корзину», сочетавший заказы современной авиационной техники в нескольких странах мира (что позволяло избежать монополизации поставок и неприятных последствий в случае ухудшения отношений с одним из экспортёров, когда оставались и другие источники) с одновременным налаживанием собственного авиастроения, как лицензионным воспроизведением зарубежных образцов, так и конструкций собственной разработки, - как-никак, индийская военная авиация вела свою историю с 1932 года, ещё под флагом вице-короля Индии, и местные инженеры и техники успели приобрести изрядный опыт эксплуатации и ремонта авиатехники, заслужив славу понимающих и дотошных специалистов.

В случае с МиГ-21 дело осложнилось тем, что индийцам предлагали разрешенную к экспорту модификацию МиГ-21Ф-13, но тех не устраивал самолёт без РЛС, пригодный только для использования в ясную погоду и днём, а более современные перехватчики МиГ-21ПФ, уже находившиеся в производстве, но, безусловно, секретные, не разрешено было даже упоминать. Рассказывают, что показывавший машины лётчик-испытатель С.А. Микоян решился использовать «семейное положение в служебных целях» и рассказал обо всём отцу - Анастасу Микояну, ведавшему советским Внешторгом. Тот, будучи не последним лицом в государстве и, к тому же, братом авиаконструктора, разом добился положительного решения. Правда, бюрократия взяла своё и индийцы только с 1966 года начали получать самолёты советской сборки (хоть они и звались МиГ-21ФЛ - «лицензионными»), одновременно налаживая своё производство.

Предыдущая Оглавление Следующая