Оглавление Следующая

«СУХИЕ» В «БОЯХ»

Материал подготовил А.Яворский

SuinBatt001.jpg

В полете индийские Су-30К

За исключением эфиопо-эритрейской войны 1999-2000 гг., самолет Су-27 не участвовал в непосредственных боевых действиях, хотя и привлекался для воздушного патрулирования в 1-й Чеченской войне 1994-1995 гг. Помимо установления мировых рекордов и участия в авиасалонах, истребитель Су-27 «прославился» сопровождением Су-24МР в 2000 г. при выполнении учебной атаки американского авианосца «Китти Хок».

По поводу превосходства Су-27 над F-15 ни у кого не возникает сомнений. Об этом официально и неофициально заявляют сами американцы.

В 1995 г. командующий тактической авиацией ВВС США генерал Джозеф Рэлстон, отстаивая перед Конгрессом острую необходимость для США в программе новейшего (и очень дорогого!) истребителя F-22, прямо заявил: "Не нужно никакой разведки для того, чтобы констатировать превосходство Су-27 над F-15 в маневренности и тяговооруженности». И это совсем не поза при «выколачивании» у Конгресса США дополнительных ассигнований на отдельные военные программы, а уже устоявшийся факт.

В феврале 2004 г. преимущество Су-27 (Су-30МК) над F-15 было наглядно продемонстрировано в ходе американо-индийских маневров, а в ноябре 2005 г. во время аналогичных маневров Су-30МК также показал преимущество даже перед «младшим братом» самолета F-15, истребителем F-16.

Последние десятилетия американские военные много распинались о могуществе своей авиационной техники, однако при этом избегали демонстрационных воздушных боев с российскими летчиками и авиатехникой российского производства. Это касается в первую очередь различных авиакосмических салонов и выставок, на которых такая возможность предоставлялась. Причем, наша сторона выступала инициатором подобных состязаний, справедливо полагая, что именно они призваны в конечном итоге реально показать, кто на что способен. После дебюта Су-27 на авиакосмическом салоне в Ле Бурже в 1989 г. именно с такими предложениями выступал М.П. Симонов, Генеральный конструктор ОКБ Сухого.

Одно дело красочный рекламный буклет, другое - реальный поединок на глазах тысяч зрителей и независимых авиационных специалистов, которые объективно оценят увиденное.

Су-27/Су-30 не единичный пример хорошей российской авиационной техники. Летчики ВВС Германии до недавнего времени летали на самолетах МиГ-29, регулярно проводили учебные бои с коллегами по НАТО, летавшими на американских и западноевропейских машинах, и выигрывали практически все поединки. Именно поэтому они с такой неохотой пересаживались на неповоротливый «Еврофайтер».

Учебные воздушные бои с F-15 в Лэнгли

С момента своего появления в воздухе, Су-27 не представлялось случая показать летные возможности по отношению к современному боевому противнику класса истребителя. Ни в каких боевых действиях «двадцать седьмые» не участвовали. Конечно, Су-27 неоднократно демонстрировал высокие маневренные характеристики на многочисленных международных авиасалонах, но все-таки это были демонстрационные полеты в очень небольшом воздушном пространстве в густонаселенных районах со всеми присущими этому ограничениями.

В августе 1992 г. представилась возможность встретиться в учебном воздушном бою с тем самолетом, против которого и создавался Су-27 - с американским истребителем завоевания превосходства в воздухе F-15 «Игл».

Делегацию в составе летчиков полковника А. Харчевского (в настоящее время - генерал-майор) и майора Е. Карабасова, возглавлял генерал-майор Н. Чага, начальник липецкого Центра боевой подготовки и переучивания летного состава. «По технике» в состав команды входили два двухместных самолета Су-27УБ и военно-транспортный самолет Ил-76.

Во время посещения с дружеским визитом американской авиабазы Лэнгли российской стороной было предложено американцам провести учебный воздушный бой. Американцы вежливо отказались от боя у всех на виду, сославшись на интенсивное воздушное движение в этой зоне и высокую плотность населения, несмотря на то, что авиабаза, конечно, имеет свою «нарезанную» воздушную зону, закрытую для полетов или же временно закрываемую для полетов самолетов гражданских авиалиний и частных самолетов.

Оглавление Следующая