К 40-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ТУ-144
Владимир Ригмант
Во второй половине XX века в ведущих авиационных державах мира была успешно решена проблема сверхзвукового полета самолетов боевой авиации. Вслед за этим на повестке дня встал вопрос о создании сверхзвуковых пассажирских самолетов, способных конкурировать с дозвуковыми авиалайнерами.
Для ОКБ А.Н.Туполева и всей отечественной авиационной промышленности выполнение этой программы заключалось не только в создании принципиально нового самолета Ту-144. Во многом это стал новый качественный восходящий виток в развитии отечественной авиационной науки и техники, вобравший в себя освоение новых прогрессивных аэродинамических, конструктивных и технологических решений, а также освоение нового бортового оборудования и новых конструкционных материалов, отвечавших тем задачам, которые ставила перед самолетостроителями проблема создания СПС-1. В разработке Ту-144 принимал участие весь научно-технический комплекс нашей страны, так или иначе связанный с авиастроением.
В ходе выполнения программы по созданию Ту-144 были решены следующие важные задачи:
- прежде всего, в техническом плане была успешно выполнена сложнейшая в истории отечественного самолетостроения программа, был создан серийный тяжелый летательный аппарат, оптимизированный на длительный сверхзвуковой высотный полет на скоростях соответствующих М=2, способный обеспечивать пассажирские перевозки на дальностях до 6000 км;
- было достигнуто понимание, разработаны теория и методы расчета аэродинамической компоновки самолета и его элементов, позволивших получить высокое аэродинамическое качество, равное 8,12 на крейсерской сверхзвуковой скорости полета, соответствующей М=2,0 (для сравнения, для англо-французского СПС-1 «Конкорд» эта величина для подобного режима полета была равна 7,7);
- разработаны типы конструкций и методы их расчета, способные длительно работать в условиях циклического аэродинамического нагрева;
- разработаны общие технологические подходы и соответствующее технологическое оборудование для производства теплостойких конструкций, в том числе и из титановых сплавов, тем самым были заложены основы широкого применения титана в отечественной авиации;
- разработаны общие методы создания теплостойких конструкционных материалов, теплостойких смазок, герметиков и методов герметизации и т.д.;
- изучены экологические особенности эксплуатации СПС, связанные с выбросом в атмосферу большого количества отработанных газов двигателей на больших высотах и их влияние на озонный слой;
- изучено воздействие шума и звукового удара и их влияние на людей, животных и строения;
- изучено влияние длительных полетов на больших высотах на пассажиров и экипаж в условиях воздействия солнечной радиации;
- в ходе выполнения программы были созданы и освоены в серийном производстве и в эксплуатации двухконтурные форсажные (ТРДДФ) и одноконтурные бесфорсажные (ТРД) с максимальными значениями статической тяги порядка 20000 кгс и со сравнительно приемлемыми удельными расходами топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме полета;
- создана новая эффективная система кондиционирования воздуха, обеспечивавшая комфортные условия пассажирам и экипажу и нормальные температурные условия работы для оборудования и агрегатов при полетах на больших, до 20000 м, высотах полета и при значительных установившихся нагревах элементов конструкции планера;
- созданы новые системы и агрегаты, обеспечивавшие автоматическое управление полетом, точную навигацию в условиях длительного сверхзвукового полета и автоматическую посадку.
Первый опытный Ту-144