В Эстонии на аэродроме Унгру полк базировался в течение 11 лет.
Сразу после окончания войны началась демобилизация старших поколений, штат полка был переведен на мирное время.
В 1946 г. произведено 6169 учебно-тренировочных самолето-вылетов, налет составил — 2296 часов. 2 августа 1946 г. инспекция ВВС оценила состояние учебно-боевой подготовки на «хорошо». Летный состав подготовлен к решению боевых задач днем в простых метеоусловиях на средних высотах, 17 экипажей - днем в сложных метеоусловиях и 13 экипажей — на высотах 7000—8000 м. Программу летной подготовки полк выполнял на самолетах По-2, Як-9Т и продолжал освоение Як-9У с мотором ВК-107А. Однако эра поршневой авиации по велению нового времени и новых требований отступала.
В 1948 г. на вооружение поступили новые самолеты Як-11, а в командование полком вступил гвардии майор А.А. Колпаков. В 1948—1950 гг. в полк прибыло 37 молодых летчиков. Полеты ночью отрабатывались, главным образом, на самолете По-2 (руководящий состав до зам. комэска включительно, ночью летал на Як-11), особое внимание уделялось полетам над морем, в том числе на больших высотах вне видимости естественного горизонта. Для действий днем в простых метеоусловиях и на больших высотах в составе авиационной эскадрильи и полка подготовлено 33 летчика, 12 «охотников» (по одному звену в каждой эскадрилье), к полетам над морем — 51 летчик; восемь летчиков прошло подготовку к ведению воздушной разведки днем и ночью на средних и больших высотах. Произведено 4497 самолето-вылетов с налетом 2547 часов, из них на боевых самолетах — 1508 часов, в том числе 1082 — на Як-11.
Гвардии майору А.А. Колпакову пригодился богатый опыт летчика-инструктора: ежедневно молодые пилоты, не скрывая своего восторга, наблюдали за самолетом Як-11, который пилотировал командир полка. За успехи в освоении новой авиационной техники и высокие организаторские способности командир полка гвардии полковник Колпаков Анатолий Александрович 20 июня 1949 г. награжден вторым орденом Красной Звезды.
Командир полка гв. полковник Колпаков. 1948 г.
Полк отрабатывал задачи противодействия бомбардировщикам противника в составе крупных соединений истребительной авиации с использованием наведения от наземных радиолокаторов. В 1950 г. было проведено несколько учений:
- 13-14 мая 1950 г. отрабатывались действия истребительного авиационного полка по обеспечению мотострелковой дивизии смешанного корпуса при вводе в бой и действия ее в глубине обороны противника; в учении участвовало 48 экипажей. Произведено 106 самолетовылетов с налетом 89 часов.
- 29 августа 1950 г. восемь экипажей 1-й эскадрильи вместе со штурмовиками 277-й шад приняли участие в авиационном учении по отражению высадки морского десанта.
- 21—24 августа 1950 г. полк в составе 43 экипажей участвовал в летно-тактическом учении, проводимом командующим 76 воздушной армии, по отражению массированных налетов бомбардировщиков противника при прикрытии главной группировки общевойсковой армии в наступательной операции. Поставленная задача решена с оценкой «хорошо». Произведен 161 самолето-вылет с налетом 112 часов.
В 1950 г. приказом министра обороны СССР было введено Положение о классификации летного состава, установлены льготы и учреждены награды за полеты ночью и в облаках. Тогда же были введены нагрудные знаки для летчиков 1, 2 и 3-го классов. В 14-м гиап летчики стали готовиться и сдавать на классность сразу же после опубликования нормативов. Согласно приказу Главнокомандующего ВВС от 5 октября 1950 г. 45 летчикам присвоена классная квалификация. Из них: на 2-й класс сдали четыре летчика, на 3-й класс — 41 летчик.
![]() |
![]() |
Технический состав, слева направо: гв. лейтенант Ворозов, гв. старшина Ливицкий, гв. сержант Куцев. Аэродром Унгру, 1946 г. | Командный состав 14-го гв. иап. Второй слева — командир полка гв. подполковник Н.В. Свитенко. Аэродром Унгру, 1947 г. |