1 августа 1987 г. полк закончил переучивание на МиГ-29. Много сил и энергии в совершенствование боевой подготовки, воспитание военнослужащих в духе безупречного выполнения воинского долга отдал командир полка гв. полковник В.В. Пронин. По итогам боевой подготовки за 1987 г. полк занял второе место в ВВС Южной группировки войск. Отличных результатов добилась 2-я аэ под командованием гвардии подполковника В.А. Приймачука, которая завоевала второе место среди частей ВВС ЮГВ. Лучшими в объединении признаны ТЭЧ полка под командованием гвардии майора В.В. Федкевич и летчик гвардии капитан А.И. Андрианов.
В 1987 г. летчики полка показали отличные результаты на тактических учениях на полигоне Мары, сбив восемь мишеней Ла-17. Отличившихся офицеров командование полка наградили орденами и медалями. Медалью «За боевые заслуги» был награжден старший инженер полка по авиационному вооружению гв. майор А.П. Мансевич. Офицер за время службы в полку подал около тридцати рационализаторских предложений, обслужил большое количество стрельб, бомбометаний, боевых пусков ракет летчиками полка, не допустил ни одного случая отказа авиавооружения. Усовершенствованная им тележка под первый боекомплект используется инженерно-техническим составом для подвески ракетного вооружения в настоящее время.
Перед выполнением стрельб по маневренным воздушным целям из пушки ГШ-301 на полигоне Мары Мансевич, вопреки указаниям командира, посоветовал летчикам, и убедил их в этом, поставить переключатель режимов ведения стрельбы «учебный - боевой» в положение «учебный». Во время стрельбы в режиме «боевой» некоторые летчики не могли справиться с волнением. Делая длительные нажатия на гашетку, они выпускали все снаряды. В режиме «учебный» пушка стреляет краткими очередями. Отмечались случаи, когда от нагрева ствола пороховыми газами снаряд разрывался в стволе и боевая задача летчиком не выполнялась. При ведении стрельбы короткими очередями разрыв снаряда от нагревания ствола пушки исключается. А.П. Мансевич снарядил пушку на самолете бронебойными и трассирующими снарядами. По трассирующим снарядам летчик легко определяет попадание в мишень, и в случае необходимости может подтянуть самолет на необходимый для стрельбы угол. Первым на задание ушел гв. капитан Б.В. Былицкий. Первая очередь уходит под мишень. Подтянув самолет выше, Б.В. Былицкий посылает снаряды в цель. Третья очередь - контрольная. Представители инспектирующей комиссии были удивлены быстрым поражением маневренной мишени, и после посадки самолета начали пересчитывать пустые звенья от снарядов. Звеньев насчитали 18 штук. Командование полка по итогам учений приняло решение наградить гв. майора А.П. Мансевич медалью «За боевые заслуги». Не обошлось без курьезов. Александр Петрович сказал заместителю командира полка по ИАС гв. подполковнику Лесюку, что среди инженеров полка есть более достойные люди, каждый из которых отличился на учениях. Гвардии подполковник М.В. Лесюк в своем решении остался непреклонным. Тогда Александр Петрович предложил вручить медаль тому, кто вытянет жребий с надписью «медаль». Как самый молодой инженер, Мансевич тянул жребий последним и вытянул «медаль»!
![]() |
![]() |
Лучший летчик ВВС Южной группы войск гв. капитан В.П. Зуев. Венгрия, 1984 г. | Вручение медали «За боевые заслуги» гв. майору А. Мансевичу командиром полка гв. полковником М.Е. Бобровым. Венгрия, 1987 г. |
Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили обосновать и сформировать на государственном уровне основы нового политического мышления и приступить к их практическому применению. Весьма неоднозначные результаты «практического применения» известны всем... Советский Союз начал вывод своих войск из Европы.
В 1989 г. на основании Постановления Совета Министров СССР от 13 января 1989 г., Приказа МО СССР от 16 февраля 1989 г. с почетного наименования полка упразднено имя А. А. Жданова. На основании Директивы МО СССР от 14 июня 1991 г. полк был выведен из состава Южной группы войск в Венгрии и передан в состав ВВС Московского военного округа. Местом базирования полка определили город Жердевка Тамбовской области, где находился лагерный аэродром Борисоглебского училища летчиков. Имеет смысл привести данные о классности летчиков полка, чтобы понять КАКОЙ полк выводили в Союз: летчик-снайпер — 1; летчик 1-го класса — 40; летчик 2-го класса — 13; летчик 3-го класса —11; без класса — 3.
Между тем, в перечне задач, решаемых полков, появилась еще одна, очень многозначительная:
«недопущение снижения ранее достигнутого уровня натренированности...»
21 апреля 1991 г. после вывода советских войск из Восточной Европы, полк перебазировался в Россию. Процесс снижения натренированности пошел давно, но все-таки каждый год в полку летчики повышали свой класс. Так в 1992 г. летчиками 2-го класса стали гвардии капитан Д.М. Хачковский и гвардии капитан В.Л. Громок. Их личная судьба и летная биография заслуживает отдельного внимания. Д.М. Хачковский и В.Л. Громак были переведены в 237-й ЦПАТ им И.Н. Кожедуба , Д.М. Хачковский — в пилотажную группу «Русские витязи», В.Л. Громак — в пилотажную группу «Стрижи». Для гвардии капитана В.Л. Громака открылись хорошие перспективы в летной работе. Летчик «от Бога», как его называли сослуживцы, всего через девять контрольных вылетов был готов к полетам в составе пилотажной группы. Болезнь жены и ребенка, другие семейные проблемы коренным образом повлияли на дальнейшую летную карьеру офицера. В.Л. Громак вынужден был навсегда расстаться с, казалось бы, почти осуществившейся мечтой. К Дмитрию Хачковскому судьба оказалась куда более благосклонной. Его личная история уже неотделима от истории ГВП «Русские Витязи». Остается только жалеть, что в 2003 г. блестящий пилотажник «вышел на пенсию». Его прощальный пилотаж на МАКСе в паре с командиром группы гв. полковником И.В. Ткаченко забыть невозможно. Ныне Дмитрий Хачковский летает на «Эйрбасах» в авиакомпании «Сибирь», плавно, без резких кренов и больших перегрузок...
![]() |
![]() |
Дмитрий Хачковский - летчик авиакомпании S7 | Гв. подполковник Валерий Морозов в перерыве между полетами. Авиабаза Кубинка, 2008 г. |
Ныне в Кубинке продолжают служить еще два летчика 14-го гиап — Валерий Морозов и Сергей Щеглов. Гвардии подполковник Валерий Морозов сменил в 2008 г. на посту командира АГВП «Стрижи» гв. полковника Николая Дятла.
В октябре 1992 г. полк последний раз принял участие в проверочном ЛТУ на авиабазе Мары.