Оглавление

Blenheim016.jpg

Турецкий "Бленхейм" I

Финская авиация, количественно и качественно значительно уступавшая советской, использовалась в чисто оборонительном плане. «Бленхеймы» в основном бомбили передовые позиции Красной армии, не рискуя глубоко забираться в наш тыл. За всю войну было зафиксировано лишь восемь попыток финнов атаковать наши аэродромы Каркку, Ребола и Лодейное Поле одиночными самолетами или звеньями, в том числе две - ночью. При этом один советский самолет был уничтожен и шесть повреждены. По советским данным, зимой 1939-40 годов финны потеряли пять «Бленхеймов» (все сбиты истребителями).

Чтобы усилить финские ВВС, англичане передали им еще две дюжины «Бленхеймов» - 12 модификации I и 12 более поздних «четверок». Это были обычные серийные машины, не подвергавшиеся каким-либо доработкам. Но до наступления перемирия на фронт они попасть не успели.

Югославия начала переговоры о лицензии на производство «Бленхеймов» еще раньше, чем Финляндия. В июле 1936 г. она уже заключила контракт, предусматривавший передачу необходимой документации и двух самолетов-образцов. Обе образцовых машины прибыли в Белград в ноябре того же года. В марте 1939 г. завод «Икарус» в Земуне выпустил первый югославский «Бленхейм»; он ничем внешне не отличался от английского. К моменту нападения немцев на Югославию в апреле 1941 г. успели собрать 48 бомбардировщиков.

Самолеты югославской сборки немного отличались от прототипа. Под задней частью фюзеляжа, за бомбоотсеком, на них монтировались наружные бомбодержатели для мелких бомб. На них можно было подвешивать 12-кг осколочные бомбы местного производства, зажигательные и осветительные бомбы, а также доработанные снаряды к 75-мм гаубице. Усовершенствованное бомбовое вооружение сначала установили на одной машине (27-й серийной) и испытали на полигоне Бела Црква у румынской границы. Получив удовлетворительный результат, внедрили новшество в серии и приступили к доработке ранее выпущенных бомбардировщиков.

Стрелковое вооружение «Бленхейма» в Югославии также подвергли критике. По-видимому, все машины, собранные заводом «Икарус», вооружались пулеметами «FN-Браунинг», изготовленными в Бельгии. На одной машине верхнюю турель заменили югославской, сделанной на заводе «Телеоптик» в Белграде. Она имела большие углы обстрела и комплектовалась итальянским 12,7-мм пулеметом «Бреда». Фюзеляж пришлось немного доработать и усилить. В дополнение к неподвижному пулемету в крыле, в пилотской кабине установили в гнезде «Браунинг», из которого вел огонь штурман. Защиту снизу обеспечил еще один пулемет в люке в днище фюзеляжа. Оба дополнительных пулемета имели боезапас по 500 патронов. Опытный образец успешно прошел испытания и 12 ноября 1941 г. «Икарус» получил контракт на переоборудование по этому эталону 61 самолета. Реально до апреля 1941 г. успели доработать только три машины.

Вместе с более современными «Бленхеймами» IV, прибывшими из Великобритании в начале 1940 г., «единички» состояли на вооружении 8-го бомбардировочного полка и 11-й отдельной группы югославских ВВС. Многие из них в первый день войны самолеты Люфтваффе уничтожили на стоянках. Уцелевшие бомбили немецкие колонны, двигавшиеся от болгарской границы, и даже нанесли удары по промышленным объектам в Австрии и Венгрии. Несколько «Бленхеймов» быстро продвигавшиеся части вермахта захватили на аэродромах. Впоследствии их передали ВВС марионеточного хорватского государства.

В апреле 1936 г. 12 «Бленхеймов» I заказала Турция. Первые два бомбардировщика перевезли в Стамбул морем в октябре 1937 г., а остальные десять перегнали по воздуху в марте-июне следующего года. Машины туркам понравились и последовал второй заказ на 12 самолетов, увеличенный позднее до 18. «Бристоль» выполнила его к февралю 1939 г.

В ноябре 1939 г. англичане заключили соглашение с Румынией о продаже 40 машин. На этот раз поставку осуществляла фирма «А.В. Роу». По некоторым данным, реально отправили только 37 самолетов. В 1941 г. румынские «Бленхеймы» участвовали в боевых действиях в Молдавии и на Украине.

На базе «Бленхейма» I построили две экспериментальные машины; в обоих случаях переделывались серийные самолеты. «Бленхейм» PR.I, по замыслу конструкторов, являлся скоростным невооруженным фоторазведчиком. Размах крыла немного урезали, законцовки его сделали почти прямоугольными, сняли верхнюю турель, тщательно загерметизировали все люки, уменьшили площадь остекления носовой части, форсировали двигатели и поставили новые винты-автоматы «Ротол». Для улучшения аэродинамики вместо нанесения обычного камуфляжа самолет покрасили очень гладкой краской «камутинт» и отполировали все поверхности. Однако эффект всех этих мероприятий оказался невелик, и серийно PR.I выпускать не стали.

Blenheim017.jpg

Румынский "Бленхейм" I, использовавшийся в качестве разведчика в районе Сталинграда

Оглавление

Hosted by uCoz