Виктор БЕЛЯЕВ
9 февраля 2009 г. — знаменательная дата в истории авиации. В этот день ровно 40 лет назад в небо поднялся первый в мире широкофюзеляжный магистральный авиалайнер Боинг 747. Он не только открыл эпоху широкофюзеляжных самолетов, но и новую главу в истории воздушных авиаперевозок. В последующие десятилетия фирма «Боинг» создала большое семейство самолетов 747, включая грузовые варианты, а также военные и специальные модификации.
Как ни странно, но 747-й не собирается сходить со сцены, в то время как некоторые его современники или постепенно списываются, или уже сданы на слом. В настоящее время фирма «Боинг» ведет разработку усовершенствованного варианта 747-8, в конструкции которого используются современные технологии. А ведь все предыдущие модификации разработаны (за небольшими исключениями) по технологии второй половины 1960-х годов. Следует также отметить, что Боинг 747 до конца 2008 г. был самым вместительным в мире пассажирским самолетом: в салонах трех классов он мог перевозить 416 пассажиров. Теперь по этому показателю он уступил лидерство европейскому 525-местному самолету Эрбас А380-800.
Прежде чем рассказать об истории разработки 747-го и особенностях его конструкции приведем несколько любопытных фактов...
Так, на сегодняшний день поставлено 1410 авиалайнеров семейства 747 всех модификаций, из которых более 1200 эксплуатируются в десятках авиакомпаний мира.
За все время службы «боинги» перевезли 3,5 млрд. пассажиров, т. е. более половины населения земного шара, преодолев расстояние почти 78 млрд. км, что эквивалентно 101500 полетам на Луну и обратно. Интересен и такой факт: современная модификация 747-400 состоит из 6 млн. деталей, включая почти 3 млн. заклепок. Протяженность электроцепей составляет 274 км, а трубопроводов — 8 км.
На протяжении десятилетий между самолетостроительными фирмами шла постоянная борьба за создание все более вместительных самолетов. Время от времени в разных странах поднимались в воздух самолеты-гиганты. Например, в конце 1920-х годов в Германии разработали 12-моторную 66-местную летающую лодку Дорнье Do X взлетной массой 48 т. Предполагалось, что самолет станет использоваться на трассах, связывающих Европу с США и Бразилией. Однако в регулярную эксплуатацию машины так и не поступили. Вплоть до 1935 г. они использовались в экспериментальных целях, лишь изредка занимаясь перевозкой пассажиров. В одном из полетов на борту лодки находилось 169 пассажиров. Это был рекорд, продержавшийся до 1952 г., когда в Великобритании появилась 220-местная летающая лодка Саундерс-Ро «Принцесса». Достаточно вместительные летающие лодки на 70 - 80 пассажиров создавались также во Франции и США. Нужно сказать, что летающие лодки до середины 1950-х годов являлись самыми вместительными пассажирскими самолетами, но массового распространения они не получили.
С началом эры реактивной авиации дела пошли значительно лучше, появились условия для разработки и крупносерийного производства самолетов с большим числом мест. В конце 1950-х годов в США началась эксплуатация самолетов Боинг 707 и Дуглас DC-8. Они стали основой для создания семейств авиалайнеров, способных принимать на борт до 170-230 пассажиров и перевозить их на расстояние 9000 - 10000 км. В Европе с ними мог в какой-то мере конкурировать английский 160-местный Виккерс «Супер» VC10, летавший на трассах протяженностью до 8000 км.
Дуглас DC-8