Вид салонов на первых Боингах-747
Боинг-747SР
Для японских авиакомпаний был разработан специальный вариант 747-100SR (Short Range). Японцам требовался самолет для использования на внутренних маршрутах, в том числе на трассах протяженностью всего 350 — 400 км (не исключались полеты и на протяженных авиалиниях). Но при этом лайнер должен был вмещать 500 - 550 пассажиров в одном классе. В связи с тем, что 747-1 00SR должен был взлетать и садиться в два-три раза чаще, то конструкцию планера специально усилили для исключения усталостных повреждений. В эксплуатацию 747-100SR поступил в октябре 1973 г.
Летом 1973 г. «Пан Ам» и иранская авиакомпания «Иран Эйр» обратились к «Боингу» с просьбой разработать самолет, способный без посадки совершать полеты из Нью-Йорка на Ближний Восток и из Тегерана в Нью-Йорк. В ответ на это фирма на основе исходного 747-100 спроектировала вариант 747SP (Special Performance), отличавшийся уменьшенной на 14,7 м длиной фюзеляжа. В результате число мест сократилось до 230 (в салоне трех классов), включая 32 пассажира в верхней кабине. Дальность полета удалось довести почти до 11000 км. В двух классах он мог перевозить 331 пассажира. От исходного самолета укороченный 747SP (первоначально обозначался 747SB - Short Body, в шутку его еще называли «Slitter's Ballon», по имени главного конструктора Джо Саттера) отличался наличием однощелевых закрылков (вместо трехщелевых), более широкой хордой стабилизатора и увеличенной высотой киля с целью повышения устойчивости по рысканию из-за уменьшения длины фюзеляжа (высота самолета возросла до 20 м). До появления в 1990-х годах самолета 777-200LR самолет 747SP был единственным широкофюзеляжным «боинговским» лайнером, размах крыла которого был больше длины фюзеляжа. Крейсерская высота полета была увеличена на 1200 - 1800 м, что позволило лайнеру летать над загруженными трассами. Во время летных испытаний самолет в пологом пикировании достигал скоростей, соответствующих числу М = 0,97 без намеков на флаттер. Максимальная взлетная масса у 747SP равнялась 304 т.
Первый самолет 747SP (получивший название Clipper Freedom) авиакомпания «Пан Ам» получила в начале марта 1976 г. Он стал летать на линиях Лос-Анджелес - Токио и Нью-Йорк - Токио. В декабре 1976 г. лайнер приступил к полетам по беспосадочному маршруту Сан-Франциско - Сидней, самой протяженной в авиакомпании «Пан Ам» (11580 км). Во время передачи самолета южноафриканской авиакомпании «Саут Африкен» лайнер за 17 ч 22 мин выполнил беспосадочный перелет из Эверетта в Кейптаун протяженностью 16555 км.
Всего Boeing построила 45 самолетов 747SP; последний был изготовлен в 1989 г. специально для правительства ОАЭ. Один самолет (первоначально поставленный «Пан Ам» под названием Clipper Lindbergh) передали в NASA для использования в качестве летающей обсерватории SOFIA с инфракрасным телескопом (диаметр зеркала 2,5 м). В декабре 2008 г. коммерческие рейсы выполняли 17 самолетов, 16 были разобраны на запчасти, а 12 находились на консервации в ожидании передачи в различные авиационные музеи.
Боинг-747SP рядом с классическим 747-100