Оглавление

F-35: СУПЕРИСТРЕБИТЕЛЬ XXI ВЕКА ИЛИ ДОРОГОСТОЯЩАЯ ОШИБКА?

Обзор подготовил ВЛАДИМИР ИЛЬИН

F-35Ques001.jpg

Еще пару лет тому назад американские ВВС объявили о планах досрочного списания трех сотен еще вполне современных боевых самолетов 4-го поколения (F-15, F-16 и А-10), далеко не полностью вылетавших свой ресурс. Высвободившиеся в результате этого «урезания» 3.4 млрд. долл. планировалось направить на ускорение программы испытаний, доводки и организации серийного выпуска истребителей нового поколения F-35. В результате предполагается увеличить с 2012 года темп производства «Лайтнингов» II с 48 до 110 единиц в год. Благодаря принимаемым мерам Пентагон намерен к 2030 году уменьшить средний возраст своих боевых самолетов, находящихся в строю, с нынешних 24 до 15 лет. В официальной интерпретации министерства обороны США программа JSF уверенно и планомерно продвигается вперед. Она имеет гарантированную правительственную поддержку и сулит со временем решить большинство острых проблем, стоящих перед американской военной авиацией.

Однако, несмотря на эту, казалось бы, благостную картину, рисуемую кистями талантливых специалистов по связи с прессой в госдепартаменте, министерстве обороны и компании «Локхид Мартин», в последнее время самолет F-35 стал подвергаться все более агрессивной критике как в самой Америке, так и в других странах, ранее выразивших желание приобрести этот «первый авиационный комплекс XXI века». И причину этой критики стоит искать не только (и не столько) в происках недобросовестных конкурентов или в «подковерных» схватках политиков. Корни, по-видимому, глубже. Возможно, они кроются в самой концепции нового авиационного комплекса, вызывающей серьезные сомнения как у значительной части авиационно-инженерного сообщества Соединенных Штатов, так и у потенциальных зарубежных покупателей этой машины, несколько опрометчиво признанной «не имеющей конкурентов в обозримом будущем». Критики в США, обеспокоенные практически стихийным ростом стоимости авиационной техники при непропорционально малом (как они подозревают) повышении ее боевой эффективности, все чаще задаются вопросом: «То ли мы производим?», а традиционные партнеры Америки по военно-техническому сотрудничеству также все чаще спрашивают себя: «То ли мы покупаем?».

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОТСТРЕЛ ПИНГВИНОВ

«Сезон большой охоты» на F-35 открылся в марте 2006 года, после того, как счетная палата США объявила об ожидаемом увеличении стоимости программы JSF (при закупке МО запланированных 2458 самолетов) на 38 млрд. долл. В результате расчетная цена одного серийного истребителя выросла до 122 млн. долл. При этом резкой критике законодателей подверглась организация программы, «стратегия» ее форсирования Пентагоном, ведущая к неоправданному росту стоимости.

Эстафету подхватила фирма «Боинг». Ее представители в ряде интервью и выступлений на страницах печати «ненавязчиво намекали» на то, что JSF, собственно, не очень-то и нужен. Его функции (по крайней мере, в качестве палубного истребителя) практически с тем же успехом какое-то время смог бы выполнять уже существующий самолет Боинг F/A-18E/F «Супер Хорнит».

В ответ МО США в лице исполнительного директора программы JSF генерал-лейтенанта Чарльза Дэйвиса летом 2008 года обвинило руководство компании «Боинг» в том, что последнее «распространяет ложь и полуправду» о «Лайтнинге» II для того, чтобы увеличить объемы продаж своих истребителей F/A-18E/F. В своем весьма жестком интервью, данном изданию Flight Daily News, генерал заявил: «Если Боинг для улучшения продаж вынужден говорить негатив о состоянии программы JSF, то и мне есть что рассказать про их самолеты».

Реакция «Боинга» не заставила себя ждать. Том Белл, директор по развитию этой компании, заявил, что «ему неизвестны высказывания, возбудившие такой гнев у Дэвиса», поэтому он, Том Белл, не может их комментировать, однако нельзя не отметить, что известны, как минимум, две страны-участницы проекта JSF (Австралия и Дания), которые уже приобрели, или собираются приобрести «Супер Хорнит» вместо «Лайтнинга» II. «Покупатели всегда делают выбор из доступных предложений. Следует уважать их решения» - утверждал Том Белл.

Специалисты «Боинга» выразили убеждение, что вместо развития «бесполезных и очень дорогих» самолетов 5-го поколения, государственные средства уже сейчас следует направить на создание к 2020-м годам авиационных комплексов следующего, 6-го поколения, прогнозируемых как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. А до этого следует совершенствовать истребители уже существующих типов, в частности самолет «поколения 4.75» (как его называют на «Боинге») F/A-18E/F.

Оглавление

Hosted by uCoz