Оглавление

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ ЕДИНОГО УДАРНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ F-35

Обзор подготовил Иван КУДИШИН

F35newin001.jpg

В журнале «Авиация и Космонавтика» №№ 3,4 за 2007 г. было подробно рассказано о перспективном американском многоцелевом истребителе Локхид Мартин F-35 «Лайтнинг-2». Что изменилось за два прошедших года?

Будущее программы единого ударного истребителя Локхид Мартин F-35 — самой дорогостоящей программы боевого самолета в истории - во многом зависит от тех решений, которые будут приняты политическим и военным руководством США в самое ближайшее время. В настоящее время дебатируется целый ряд вопросов, связанных с финансированием программы, графиком поставок, боевыми возможностями и технологиями.

Возможности самолета F-35 по ведению воздушного боя

Возможности единого ударного истребителя по ведению воздушного боя с наиболее распространенными типами боевых самолетов мира вызывают нарастающий шквал вопросов как у руководства МО США, так и среди партнеров по программе.

С самого начала НИОКР по программе JSF, самолет позиционировался как истребитель-бомбардировщик с доминированием ударной функции. Главным образом это делалось для того, чтобы не создавать конкуренцию другой знаковой программе фирмы «Локхид Мартин» — истребителю F-22A. В настоящее время, когда программа F-22 фактически завершена, фирма получила стимул к рекламированию F-35 уже как истребителя, имеющего большой потенциал для завоевания превосходства в воздухе, в надежде привлечь дополнительные экспортные заказы, в частности, от Италии, Японии, Греции и Турции.

По версии фирмы-изготовителя, комбинация малой заметности, интегрированных ситуационных датчиков, оптимизированного интерфейса «человек - машина» и достаточно высоких ЛТХ делает F-35 неплохим воздушным бойцом. Подобный рекламный ход призван привлечь покупателей, которые не в состоянии позволить для своих ВВС комбинацию «истребитель завоевания превосходства в воздухе плюс ударный самолет», которой в настоящее время придерживаются США, Великобритания, Италия, Германия и некоторые другие страны.

Согласно концепции фирмы «Локхид Мартин» F-35 должен вести по преимуществу воздушный бой вне пределов визуального контакта на дальности более 33 км. По мнению аналитиков фирмы в современных конфликтах именно такой тип боя составляет 62% всех воздушных боев. Еще 31% приходится на дальности 15-33 км, и лишь 7% - на ближний бой с высокими перегрузками.

Для F-35A было проведено моделирование различных боевых ситуаций на мощном компьютерном симуляторе МО США с целью оптимизировать конфигурацию самолета и вооружения для ведения воздушного боя. Самолет способен совершать маневры с устоявшейся перегрузкой 9g и удерживать угол атаки 55 градусов, не теряя управляемости, в то время как большинство маневренных самолетов предыдущего поколения имеют ограничение по углу атаки в 30 градусов. Прочие характеристики F-35 с текущей конфигурацией программного обеспечения (версия 240-4) засекречены, но с предыдущей версией, 240-3, самолет имел максимальное число М=1,67, разгонялся с М=0,8 до М=1,2 за 61 секунду, имел скорость устоявшегося разворота с 9-кратной перегрузкой на высоте 4600 м в 685 км/ч, и имел возможность совершать разворот с перегрузкой в 5g при числе М=0,8 на той же высоте. Вооружение его состояло из двух ракет AMRAAM средней дальности действия, размещенных на внутренней подвеске.

При этом даже летчики-испытатели фирмы «Локхид Мартин» признают, что самолет с подобными ЛТХ не может противостоять в ближнем воздушном бою таким истребителям поколения 4++, как Су-30МКИ или Еврофайтер «Тайфун». Единственным реальным преимуществом F-35 являются отличные разгонные характеристики на малых высотах, благодаря огромному резерву тяги. Но с ростом высот и скоростей это преимущество быстро сходит на нет, главным образом, из-за большой площади фронтальной проекции самолета, оборудованного объемистыми грузоотсеками. Из-за этого фактора, F-35 не сможет использоваться в качестве перехватчика с малым временем реагирования.

По результатам компьютерного моделирования, соотношение побед и потерь между F-35 и его «ближайшим (неназванным)соперником» составило 1:4 в пользу F-35. Подобный результат объясняют его малой заметностью, высокими характеристиками БРЛС APG-81, наличием системы интегрированных ИК- и оптоэлектронных датчиков с круговым обзором, а также применением средств РЭБ.

Оглавление

Hosted by uCoz