Оглавление

Истребители Су-1 и Су-3

Владимир ПРОКЛОВ

К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

САМОЛЕТЫ П.О. СУХОГО ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Su1_Su3001.jpg

Проектом плана опытного самолетостроения на 1939 год предусматривалось, среди прочих задач, создание скоростных истребителей. Такое задание получили конструкторские коллективы Н.Н. Поликарпова, В.К. Таирова, В.П. Яценко, А.В. Сильванского и возглавляемый П.О. Сухим 15 отдел завода № 156.

В конце 1938 года ВВС разработали ТТТ на одноместный истребитель с мотор-пушкой М-103П или М-103 с двухскоростным нагнетателем. Пока ТТТ согласовывались, в КБ В.Я. Климова спроектировали более мощный двигатель М-105. Руководство НКАП сделало ставку на этот двигатель, под него же были скорректированы тактико-технические требования.

Согласно утвержденным 8 марта 1939 года ТТТ, самолет должен был иметь следующие летно-тактические данные:

Максимальная скорость на Н= 6000-7000 м - 625-675 км/ч.

Практический потолок - 11000 м.

Время набора Н=8000 м - 10 мин.

Техническая дальность на 0,9 Vмакс:

-   с нормальной нагрузкой — 600 км.

-  в перегрузочном варианте — 1000 км.

Время виража на Н=1000 м -14-16 с.

Посадочная скорость - 105-110 км/ч.

Экипаж - 1 чел.

Вооружение: 2 ШКАС, б/з -1700 патронов;

1 ШВАК 20мм, б/з - 120 патронов.

Бомбовая нагрузка (в перегрузку) - 100 кг.

Сроки предъявления на испытания: 1-й экз. - октябрь 1939 г., 2-й -декабрь 1939 г.

ТТТ были приняты П.О. Сухим, но опротестованы в части максимальной скорости, установки рации в нормальную нагрузку и по количеству патронов для пушки в нормальном варианте.

25 мая 1939 года эскизный проект скоростного истребителя с двигателем М-105П, разработанный в КБ П.О. Сухого, был предъявлен на заключение в НИИ ВВС и 1 июня с положительной оценкой утвержден. 26 июля руководство ВВС утвердило протокол заседания макетной комиссии.

29 июля 1939 года постановлением «О создании новых опытных самолетов истребителей в 1939-1940 г.г.» КО при СНК СССР обязал «...НКАП (главного конструктора т.Сухого и директора завода №135 т. Нейштадт) спроектировать и изготовить одноместный пушечный истребитель в двух экземплярах:

а) первый экземпляр с мотором М-105П с ТК-2 со следующими данными:

Максимальная скорость на высоте 5-6000 м - 560-580 км/ч.

Максимальная скорость на высоте 8-10000 м - 600-625 км/ч.

Посадочная скорость - 110-120 км/ч.

Дальность нормальная на 0,9 макс. скорости - 600 км.

Дальность при перегрузке на 0,9 макс, скорости с подвесными баками - 1000 км.

Время подъема на высоту 10000 м -8-10 мин.

Вооружение: 1 пушка 20 мм через редуктор мотора и 2 синхронных пулемета ШКАС 7,62 мм.

Емкость бомбодержателей - 100 кг.

б) второй экземпляр с мотором М-106 с ТК-2 со следующими данными:

Максимальная скорость на высоте 6000 м - 580-600 км/ч

Максимальная скорость на высоте 8-10000 м - 620-640 км/ч

Посадочная скорость - 110-120 км/ч.

Дальность нормальная на 0,9 макс. скорости - 600 км.

Дальность с перегрузкой на 0,9 макс. скорости с подвесными баками - 1000 км.

Время подъема на 10000 м - 8-10 мин.

Вооружение: 1 пушка 20 мм через редуктор мотора и 2 синхронных пулемета УШ-7,62 мм или 2 ШКАС...»

Сроки предъявления этих истребителей на государственные испытания, соответственно, март и июль 1940 года.

Рабочее проектирование самолета И-105 по заказу 330 совпало с переездом конструкторского коллектива П.О. Сухого с московского завода № 156 на харьковский авиазавод № 135. На этом заводе и велась постройка самолета, получившего обозначение И-135 (с декабря 1940 года - Су-1), а также был создан специальный стенд для отработки силовой установки. К моменту завершения постройки И-135 (конец апреля 1940 года), по решению правительства, коллектив ОКБ приступил к перебазированию в подмосковный город Калининград на вновь организуемый опытный завод № 289.

Оглавление