Из материалов к отчету о командировке...
О работе 210-го БАП
Полк вел работу, в основном, по бомбометанию переднего края оборонительной полосы противника, заканчивая ее штурмовкой - обстрелом из передних пулеметов.
Основным недостатком вооружения машины является комплектация Су-2 пулеметами ШКАС на турели. По заявлению всего летного состава необходим, по крайней мере, Березинский пулемет. О других технических недостатках доложено бригинженеру Платонову.
Ежедневные записи
1.10. С утра опять были в 298-м иап. Беседовать с летчиками не удалось - погода летная, летчики заняты. Отправились на пикапе в Покровское.
2.10. Составлена телеграмма бригинженеру Платонову. Направляемся в полк Ил-2 в Гуляй-Поле.
3.10. Часам к 10 прибыли на У-2 в Гуляй-Поле в 4-й шап. Командир полка Ил-2 майор Гетман. Начальник штаба группы - полковник Лучкин, инженер по вооружению группы - майор Горбатов. Знакомились с живучестью машины. Живучесть изумительная. Например, из последнего полета 2.10. командир полка прилетел с отбитым левым последним щитком мотора - прямое попадание снарядом. Отбито, кроме того, магнето и разбит масляный бак. Прямое попадание пулей в бронестекло задерживает пулю на половине толщины.
Вообще машины - с весьма большим числом пробоин: пулевых, осколочных и снарядных до 4 и более. Все пробоины от зенитного огня при высотах полета 2-15 метров.
Командиры и летчики недовольны переходом с РО-132 на РО-82. РО-82 на одном из самолетов подкручивалось «на 2 нитки», так как 82-й, по заявлению летчика, дает недолеты по сравнению с 132-м (включен ли угол вылета в таблицы, судя по примеру - да! Нужно проверить в Москве.).
Собрались провести разметку козырька и капота для низких высот бомбометания. Нет данных для учета угла атаки. В описании машины нет поляры самолета.
Пушка ВЯ работает отлично. Задержек меньше, чем на ШВАКе. Система проще. Довольно быстро, через 200-700 выстрелов ломаются затворы, трескаясь по высоте отверстия бойка или выше. Ломаются также «солдатики» задвижки.
4.10. В 0.30 поднялись для перебазирования. К 10.00 эшелон штаба прибыл в Селидовку.
4.10. - 8.10. Из беседы с летчиками 4-го шап - необходимо внести изменения в управление вооружением и его установку:
1. Целесообразно раздельное управление PC-ми и бомбами. Лучше поставить два электросбрасывателя ЭСБР-3: один для PC, кнопка по-прежнему должна находиться на штурвале, другой для бомб - кнопка управления под левую руку около газа. Кроме того, положение ЭСБР-3 в настоящее время неудачно, так как циферблат полностью не виден.
2. Необходимо наклонить все оружие к оси самолета на 3-5° (следует разобраться, может быть, нужно побольше), т.к. атаки идут исключительно на малой высоте 10-15 м, и запаса высоты для непрерывной стрельбы не хватает. Стрельба ведется только по наземным целям, большей частью неподвижным. Поправки на ветер и скорость цели не берутся.
Попытки сделать разметку для бомбометания с малых высот пока не увенчались успехом.
Из материалов к отчету о командировке...
О работе 5-й par 4-го шап
1. Следует отметить исключительную живучесть самолетов Ил-2.
2. Летчики отмечают неудобство установки ЭСБР-3, при которой не видно отчетливо всего циферблата, и наличие электросбрасывателя, работающего и на PC, и на бомбы.
При атаке наземных целей в начале пользуются PC, затем часто, не успев использовать все 8 штук, при сократившейся дистанции, сбрасывают по основной цели бомбы. Для использования оставшихся PC необходимо снова переключать сбрасыватель на управление PC. Все это требует внимания и времени. В результате часто привозят неиспользованные несколько снарядов. Практически целесообразно иметь два сбрасывателя.
3. Штурмовые действия по наземным целям на бреющем полете с использованием пушек и пулеметов при существующей их установке практически параллельно продольной оси самолета приводят к потере высоты, что, в свою очередь, ведет к прекращению атаки. Необходимо сделать установку оружия под углом 3-5° к оси самолета — исходя из условий горизонтального полета.
4. Применением пушки ВЯ летный и технический состав очень довольны. Пока частой поломкой является поломка замка. Возникают трещины поперек его на уровне и выше отверстия ударника. Часто ломаются также «солдатики» задвижки.
Длина очередей при стрельбе из пушек ВЯ лимитируется заметным снижением скорости самолета, что пока при данном калибре и скорострельности не является препятствием к их применению и не приводит к перегреву стволов. При проектировании установки пушек более крупного калибра снижение скорости полета при стрельбе вперед должно быть, по-видимому, заранее учитываемо.
Ежедневные записи
7.10. Летал на У-2 в район Чаплино, Гришино, Покровское. Плохая погода. На такой высоте ориентировку вести очень трудно. Зато прекрасно видно, что делается на земле.
Работа дивизии, в которую входили 298-й иап и 210-й бап, также как и 5-я раг 4-го шап, идет вся исключительно по переднему краю полосы противника, по скоплениям различных групп. Разведка сплошь и рядом идет параллельно с выполнением боевого задания.
После перебазировки 4 и 5 октября в 4-м шап не было взрывателей АВ-1, несмотря на предусмотрительную связь с прежним БАО. Не хватало воздуху.
8.10. Перебазировка 5-й раг в Авдеевку.
9.10. Переправились в Рутченково. Беседовали с главным инженером т. Родимовым об инженерном хозяйстве полков и связи.
10.10. Перебазировка в Ворошиловск.
11.10. Ночевали в Чистякове.
12.10. Прибыли в Ворошиловск поздно вечером.
Из материалов к отчету о командировке...
По самолету Пе-2.
1. Давно известно требование более сильной защиты верхней полусферы, по крайней мере, Березинским пулеметом с более широким полем обстрела по сравнению с имеющейся стрелковой установкой штурмана.
2. Кабина штурмана тесная.
3. Самолет не используется для ночного бомбометания.
4. На самолете установлены приборы, которые не используются, например, радиопеленгатор «Чайка».
Отмечается личным составом возможность удешевления самолетов за счет снятия излишней аппаратуры и ненужности большой тщательности отделки приборов и деталей, имея в виду, что самолет в военных условиях крайне недолговечен.
Противопожарные средства на ряде аэродромов отсутствуют.
По окончании командировки 15 октября 1941 г. военинженеры 2 ранга Воронов Борис Васильевич и Арбузов Андрей Иванович вылетели в Москву, о чем свидетельствует записка командиру экипажа самолета «Дуглас» от штаба ВВС фронта.