Оглавление

ИНДИЙСКИЙ БРИЛЛИАНТ ВЕСОМ В СЕМЬ ТОНН

Владимир ИЛЬИН

Tedzhas001.jpg

Индия - вторая по численности населения страна мира и ядерная держава — располагает сегодня вполне современными военно-воздушными силами, насчитывающими 740 боевых самолетов, из которых 23% приходится на машины поколений «4» и «4+» (Су-30МКИ, МиГ-29 и «Мираж» 2000), 47% - на 3-е поколение («Ягуар», МиГ-23 и МиГ-27) и 30% - на истребители второго поколения МиГ-21, примерно половину которых составляют радикально модернизированные самолеты МиГ-21 UPG (Bison), доработанные по авионике и вооружению до уровня 4-го поколения.

Однако все истребители, состоящие сегодня на вооружении ВВС Индии, были спроектированы (а, частично, и изготовлены) за рубежом: в России, Франции и Великобритании. Несмотря на внушительные успехи, сделанные индийской авиационной промышленностью в последние десятилетия, до последнего времени индусам так и не удавалось освоить полный цикл создания боевого авиационного комплекса (начиная с формирования его облика и кончая серийным производством). Однако Индия в течение почти 50 лет настойчиво и планомерно, несмотря на финансовые трудности и временные неудачи, прилагает усилия в этом направлении. История свидетельствует, что подобное упорство неизбежно вознаграждается...

Первым индийским самолетом «почти собственной» разработки стал истребитель-бомбардировщик HF-24 «Марут» («Дух ветра»), спроектированный под руководством Курта Танка — известного германского конструктора, создавшего в годы Второй мировой войны такие самолет, как истребитель FW 190 и разведчик FW 189.

«Марут», совершивший первый полет в марте 1961 года, первоначально рассчитывался на максимальную скорость, соответствующую М=2. Однако имевшийся в распоряжении индийских самолетостроителей лицензионный английский двигатель Роллс-Ройс «Орфей» Мк.703 обладал недостаточной мощностью и обеспечивал достижение сверхзвуковой скорости лишь на пикировании.

Индийская авиационная промышленность выпустила в общей сложности 147 самолетов типа «Марут». Эти истребители-бомбардировщики использовались в индо-пакистанской войне 1971 года. Предпринимались попытки создать на базе HF-24 усовершенствованный, более скоростной истребитель-бомбардировщик HF-73. Однако единственный опытный самолет этого типа был потерян в ходе испытаний. В настоящее время один из самолетов «Марут» сохранился в политехническом музее города Бангалора.

К собственным индийским разработкам 1960-1980-х годов можно было частично отнести легкий истребитель завоевания господства в воздухе «Аджит», созданный в 1975 году на базе английского дозвукового истребителя Фолленд «Нэт». Кроме того, в Индии были созданы реактивный УТС «Киран», а также ряд поршневых учебно-тренировочных самолетов.

В конце 1970 годов штаб ВВС Индии выпустил технические требования AST 201, в соответствии с которыми предусматривалась разработка легкого истребителя, призванного заменить самолеты МиГ-21 и «Аджит». Первоочередной задачей перспективного авиационного комплекса являлось обеспечение противовоздушной обороны, а второстепенной - непосредственная авиационная поддержка наземных войск и (частично) изоляция района боевых действий. Самолет должен был обладать малыми размерами, сверхзвуковой скоростью, высокой маневренностью и нести современный комплекс вооружения.

Tedzhas002.jpg

Индийский истребитель-бомбардировщик "Марут"

Оглавление

Hosted by uCoz