Для правительственных отрядов СССР и других стран был разработан и строился серийно салонный вариант самолета Ту-124К. Были варианты на 22 человека и 37 человек.
Для летных штурманских училищ ВВС СССР серийно выпускался специальный вариант самолета Ту-124Ш, предназначавшийся для обучения и тренировок курсантов и штурманов Дальней и Фронтовой авиации.
Были попытки модернизации силовой установки самолета. В 1963 году были выпущены самолеты Ту-124Б с двигателями Д-20П-125, аналогичными двигателям самолета Ту-124А (Ту-134), самолет с новой силовой установкой прошел испытания, но дальнейшего развития не получил в связи с внедрением в серию Ту-134.
Был проект Ту-124 под двигатель Д-30, также не получивший развития по тем же самым причинам.
Салонные варианты самолета с некоторыми изменениями в оборудовании и оснащении пассажирской кабины использовались как штабные.
Самолет Ту-124 в гражданских магистральных и салонных вариантах поставлялся за границу. Всего за период с 1964 по 1966 годы было поставлено за рубеж 13 самолетов: 3 в ГДР, 3 в ЧССР, 2 в КНР, 2 в Индию, 2 в Ирак. Практически все машины, поставленные на экспорт, использовались для спецперевозок и находились или в ведении правительственных авиационных отрядов, или частей ВВС. В ЧССР три Ту-124В использовались в CSA.
На заводе № 135 заканчивалась реконструкция, и завод должен был вскоре резко расширить выпуск Ту-124 в различных вариантах: уже в 1963 году должны были быть построены 50 Ту-124, а в 1964 году 75 -100 с дальнейшим сохранением этого темпа. Однако появление Ту-134 резко сократило программу выпуска Ту-124.
Всего до второго квартала 1966 года завод № 135 выпустил 110 пассажирских самолетов типа Ту-124, включая модификации Ту-124, Ту-124В, Ту-124Б и салонных вариантов Ту-124К. С 1962 года по конец 1968 года ВВС получили с завода № 135 55 экземпляров Ту-124Ш в различной комплектации оборудования.
В июне 1961 года Ту-124 впервые вылетел на Запад. Один из первых самолетов был представлен на салоне в Ле-Бурже, а 9 июля 1961 года Ту-124 участвовал в воздушном параде в Тушино.
Ту-124 с салоном на 40 пассажиров
В начале 1962 года первый серийный Ту-124 был передан Аэрофлоту. С октября 1962 года, по мере поставки серийных самолетов, начала расширяться география применения самолета: в ноябре он вышел на линию Москва-Ульяновск, в декабре - Москва-Вильнюс. В общей сложности в начале 70-х годов самолеты Ту-124 летали на трассах, соединявших около 50 городов СССР. В 1964 году самолет вышел на международные линии Аэрофлота, на нем выполнялись рейсы из Москвы в Варшаву, Берлин, Прагу.
В Аэрофлоте Ту-124 и Ту-124В находились в эксплуатации до начала 80-х годов, до того момента, когда их окончательно не заменили Ту-134А (официально Ту-124 был снят с эксплуатации в Аэрофлоте в 1980 году, но еще некоторое время летали ведомственные самолеты). За годы эксплуатации самолет перевез около 6 500 000 пассажиров.
В историю отечественного самолетостроения Ту-124 вошел как первый реактивный самолет, принесший комфорт и скорости реактивной авиации в советскую провинцию. В истории мировой авиации Ту- 124 - это первый в мире пассажирский самолет с турбовентиляторными двигателями.
Тактико-технические характеристики Ту-124 |
|
Размеры, м: |
|
размах крыла |
25,55 |
длина самолета |
|
для самолетов 45001-45010 |
31,078 |
для самолетов с 45011 |
30,578 |
высота на стоянке |
8,082 |
Площадь крыла, м2 |
105,35 |
Площадь крыла с наплывами, м2 |
119,37 |
Стреловидность крыла по 1/4 хорд, град |
35 |
Масса самолета, кг: |
|
взлетная масса |
|
для самолетов 45001-45015 |
34500 |
для самолетов с 45016 |
38000 |
пустого |
22100-22000 |
нормальная посадочная |
|
для самолетов 45001-45015 |
30000 |
для самолетов с 45016 |
32000-35000 |
Масса топлива(полная заправка), кг |
10500 |
Полная коммерческая нагрузка, кг |
6000 |
Число пассажиров |
44-56 |
Объем багажных отделений, м3 (два багажника: передний 6 м2, задний 8 м2) |
14 |
Масса грузов, вмещаемых в багажники, кг |
1700-4200 |
Максимальная скорость полета для средней полетной массы 33000 кг на высоте 8000 м, км/ч |
970 |
Максимально допустимое число, М: |
|
в горизонтальном полете |
0,78 |
при экстренном снижении |
0,86 |
Крейсерская скорость полета на высотах 8000-11000 м, км/ч |
750-850 |
Дальность полета для высоты полета 10000 м при крейсерской скорости 780-800 км/ч, км: |
|
коммерческая нагрузка 6000 кг, масса топлива 9500 кг, АНЗ-2400 кг |
1600-1700 |
коммерческая нагрузка 5000 кг, масса топлива 10500 кг, АНЗ-2400 кг |
2000-2100 |
коммерческая нагрузка 3000 кг, масса топлива 10500 кг, АНЗ-2400 кг |
2200-2300 |
Практический потолок, м: |
|
при полетной массе 28000 кг |
11500 |
32000 |
10800 |
35000 |
10300 |
Потребная длина ВПП, м.................. |
1800-2100 |
Длина разбега, м |
1050 |
Длина пробега, м |
950 |