Оглавление

Как отмечалось в предыдущих номерах журнала, практически все работы, связанные с авиационно-космической тематикой (темы «ДП»», «Звезда»), были свернуты в начале 60-х годов. Вновь к этой тематике ОКБ возвращается после небольшого перерыва во второй половине 60-х - начале 70-х годов, когда в СССР начинаются перспективные исследовательские работы над авиационными воздушно-космическими системами на базе многоразовых многоступенчатых и одноступенчатых орбитальных воздушно-космических самолетов. В этот же период, начиная с 70-х годов, в ОКБ разворачиваются работы по созданию гиперзвуковых самолетов как военного, так и гражданского назначения.

ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЕ САМОЛЕТЫ

Научно-исследовательские работы проводились в двух направлениях: создания воздушно-космических самолетов и гиперзвуковых самолетов.

Создание воздушно-космических самолетов (ВКС) стало принципиально новым направлением, родившимся на стыке авиационной, ракетной и космической техники, которое интенсивно развивалось, начиная с конца 60-х годов, ведущими аэрокосмическими фирмами мира. По замыслам разработчиков, реализация столь сложной и масштабной программы создания подобного воздушно-космического самолета (ВКС) должна была позволить не только создать принципиально новый класс летательных аппаратов, способных экономически и экологически эффективно решать многие проблемы военного и гражданского характера, но и дать возможность освоить перспективные технологии, которые могли бы определять во многом уровень передовых отраслей ведущих стран в XXI веке. Работы велись в двух направлениях: создание многоступенчатых авиационно-космических систем (АКС) и одноступенчатых ВКС. Туполевское ОКБ сосредоточило свои усилия на работах по одноступенчатым ВКС.

Увеличение частоты запусков ракетно-космических систем и дальнейший их рост в перспективе ставили перед разработчиками ряд экономических и экологических проблем и ограничений. Необходимо было снизить стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту, прекратить засорение ближнего космоса отработанными частями ракетоносителей, значительно уменьшить или даже ликвидировать территории, отчуждаемые для падения отработанных ступеней. Большое значение имело обеспечение гарантированной частоты запусков, снижение стоимости и сложности наземного комплекса, а также гибкости базирования.

Обеспечить все эти весьма противоречивые требования можно было в случае создания и широкого использования одноступенчатых воздушно-космических летательных аппаратов горизонтального взлета и посадки многоразового использования.

TuHipSon018.jpgTuHipSon019.jpgTuHipSon020.jpgTuHipSon021.jpg

Схема ВКС с ядерным двигателем

Оглавление

Hosted by uCoz