![]() |
![]() |
Ту- 16ПП ведет разведку авианосца "Китти Хок" | Сближение самолетов ВМФ России и ВВС США |
Вполне естественно, что такое направление, как выработка и внедрение в повседневную деятельность активных форм борьбы с аварийностью, не могло быть исключено из комплексной системы воспитания. Многие из них уже были известны. К ним относится, например, розыгрыш полёта, отработка умения стойко переносить экстремальные факторы полёта (кислородное голодание, перегрузки, резкое понижение давления, повышенные вибрации, тренировки вестибулярного аппарата и др.); отработка реакции на внезапное изменение обстановки, повышение оперативности мышления, устойчивость к эмоциональным напряжениям; тренировки на выживаемость, умение использовать индивидуальные средства спасения на воде; укрепление здоровья с помощью методически правильно подобранной системы физических упражнений.
Штаб авиации ВМФ в 1975 г. организовал специальный центр психологической подготовки лётного состава авиации ВМФ. Для него выбрали прекрасное место, фактически на окраине г. Севастополя в живописнейшем месте на берегу бухты Омега. Работа центра должна была способствовать повышению работоспособности, выработке необходимых эмоциональных и психологических качеств. В центр один-два раза в год на две недели направлялся лётный состав, преимущественно выполняющий полёты на боевую службу. В течение отведенного времени прибывшим скучать не давали и проводили тренировки по программе, которая включала: физические нагрузки, методику действий при вынужденном приводнении, выработку навыков в использовании индивидуальных средств спасения, тренировочные переходы по сильнопересечённой местности; выработку навыков выживания, обучение плаванию, гребле, кроссовую подготовку и др. К сожалению, в 1992 г. вся эта созданная с трудом стройная система рухнула в небытие, хотя и предпринимались безуспешные попытки создать нечто подобное в Анапе.
Заинтересованности лётного состава в повышении лётного мастерства способствовало введение в Вооружённых силах наивысшей классности лётного состава: "военный лётчик (штурман)-снайпер". Это звание стали присваивать лётчикам и штурманам после весьма формального выполнения требований новой классификации. Получившему звание "снайпер" по положению присваивалось воинское звание на категорию выше занимаемой должности, в частях появилось по четыре-пять полковников, что никак нельзя признать нормальным для военной организации. Поражала изобретательность соискателей довольно почётных званий. Транспортные части боевым применением не занимались, тем более трудно причислить к этому виду подготовки доставку бочек с рыбой, пусть и с далёкой Камчатки. И выход нашли. В середине лётного поля рисовали круг и в него через открытый люк с самолёта Ли-2 сбрасывали мешки с песком, считая это "боевым применением".
Выход наших самолётов на океанские просторы привёл к необходимости урегулирования ряда правовых вопросов с другими странами и разработке мер, по обеспечению взаимной безопасности. Одно из первых совещаний с этой целью совместно с представителями США состоялось в Москве 12 октября 1971 г. Советскую делегацию возглавлял адмирал В.А. Касатонов, в её состав включили также генерал-майора авиации Н.И. Вишенского и др. Американскую сторону возглавлял зам. министра ВМС США Д.У. Уорнер. В итоге совещания удалось согласовать общие меры, обеспечивающие взаимную безопасность кораблей и судов (иметь включенные навигационные огни, не производить облёты кораблей на сверхзвуковой скорости, запретить имитацию атак, направлять оружие и т.п.). Предложение экспертов США об установлении дистанции приближения к кораблю в 500 футов признали неприемлемым. По итогам второго тура переговоров (май 1972 г. Вашингтон) было принято соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним, определяющее, как должны вести себя экипажи самолётов при встрече с кораблями, удаление от авианосцев при выполнении полётов палубных ЛА и другие ограничения.
Подобные переговоры производились и в последующие годы, только менялся состав участвующих, перечень обсуждаемых вопросов.