Предыдущая Оглавление Следующая

WingOSea292.jpg

WingOSea294.jpg

WingOSea293.jpg
Бывший ТАКР "Адмирал Горшков" переоборудуемый в авианосец для индийских ВМС, перед выводом из сухого дока Корабельный МиГ-29К

Более всех прослужил ТАКР "Киев", но после пожара, случившегося на нём во время проведения заводского ремонта, корабль превратился в груду металла и в 1994 г. был выведен из боевого состава флота. Правительство РФ решением от 6 сентября 1997 г. постановило продать корабль на металлолом. Через посреднические фирмы его приобрел Китай.

Летом 2001 г., после прибытия корабля в Китай, правительство КНР постановило переоборудовать его в музей. В 1994 г. Китай купил ТАКР "Минск" и недостроенный "Варяг". По планам строительства флота к 2015 г. китайцы планируют иметь в составе ВМС два авианосца и два-три вертолетоносца. По некоторым данным, к строительству своего авианосца китайцы уже приступили, второй, по своим характеристикам весьма похож на "Варяг", а в качестве вертолетоносцев прекрасно подходят "Минск" и "Киев". Фактически Китай получил весь авианосный флот ВМФ России.

Четвёртый корабль этой серии "Адмирал Горшков", сданный флоту в 1987 г., реально прослужил пять лет и совершил лишь один дальний поход в Средиземное море. Когда 2 февраля 1992 г. корабль подошёл к причалам мурманского судоремонтного завода "Севморпуть", никто не думал, что навигационный ремонт затянется на много лет. С сентября 1996 г. деньги на ремонт крейсера перестали поступать, а ведь год стоянки корабля в доке обходился порядка 20 млн. долларов.

После посещения корабля индийскими адмиралами в 1996 г. стало ясно - он выставлен на продажу. Возможно, ТАКР "Адмирал Горшков" повезло (но не российскому ВМФ), когда в подписанной декларации о стратегическом партнёрстве между Россией и Индией поставили точку в его драматической судьбе. После модернизации палубы на корабле должны были разместиться 16 самолётов МиГ-29К и несколько вертолётов. Руководители полагали, что контракт России выгоден, так как Индия приобретает не только корабль, но и самолеты МиГ-29К, а поскольку модернизировать крейсер предполагалось в Северодвинске, предприятие может, наконец-то получить деньги.

А ведь в своё время рассматривались различные варианты дальнейшего использования ТАКР "Горшков", по поводу чего даже состоялось заседание Госдумы. В качестве первого варианта предлагалась глубокая консервация, пока не появятся средства на ремонт. Мировой опыт давал этому ряд примеров, когда консервировались, а затем модернизировались и вводились в боевой состав корабли, участвовавшие во Второй мировой войне. Без особых доработок на СФ считали возможным переоборудовать ТАКР в противолодочный, посадив на него группу вертолётов. И наконец, по варианту, предложенному Санкт-Петербургским Невским проектно-конструкторским бюро (НПКБ), предлагалось модернизировать корабль в авианосец с трамплинным взлётом и аэрофинишёрной посадкой для самолётов МиГ-29. Впрочем, средств на такую модернизацию не было.

Создавалось впечатление, что первые авианесущие корабли программировались на бесперспективность, они должны были "показывать флаг", а это далеко не боевые качества. Именно такое заключение можно сделать из анализа их боевых возможностей и состава вооружения. Не исключено, что положение было поправимо, но некогда великая держава к этому времени развалилась на отнюдь не дружественные государства. Следовало не поддаваться амбициям, а всесторонне оценить: способна ли страна с разрушенной экономикой содержать и эксплуатировать авианосцы.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz