Аванпроект Ан-71К был выпущен к осени 1984 г., когда Генеральным конструктором киевского ОКБ стал уже П.В. Балабуев. В результате его рассмотрения заказчик пришел к выводу, что геометрические размеры и взлетная масса Ан-71К делают крайне проблематичным его размещение на корабле. В связи с этим, в октябре 1984 г. ОКБ А.С. Яковлева было предложено возобновить работы по Як-44РЛД на основе новой конструктивно-компоновочной схемы без подъемных ТРД, но с новыми винто-вентиляторными двигателями, большая мощность которых обеспечивала бы его укороченный взлет с корабельного трамплина. Новый вариант Як-44РЛД предстояло оснастить РТК с антенной системой в «тарелке» над фюзеляжем.
Разработку Ан-71К в 1985 г. прекратили, и ОКБ им. О.К. Антонова сосредоточило свои усилия на создании его «сухопутного» аналога. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 января 1984 г., в 1985-1986 гг. в Киеве построили три опытных экземпляра армейского самолета РЛДН Ан-71, два из которых проходили летные испытания в 1985-1990 гг.
Часть функций корабельного самолета РЛДН мог брать на себя вертолет Ка-252РЛД (будущий Ка-31), разрабатывавшийся с конца 70-х гг. на Ухтомском вертолетном заводе им. Н.И. Камова на базе корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-252ТБ (Ка-29). Однако он не обеспечивал решения задач наведения истребителей на воздушные цели и мог использоваться только для слежения за надводными кораблями, целеуказания корабельному ракетному оружию, обнаружения и сопровождения низколетящих самолетов, вертолетов и крылатых ракет. В связи с этим, по мнению специалистов, осуществлявших научное сопровождение разработки ТАКР пр. 1143.5 и ЛАК для него, корабельная истребительная авиация могла бы эффективно применяться только при условии наличия на борту авианесущего крейсера специализированных самолетов РЛДН.
Макет самолета Як-44РЛДН
Тем временем, в декабре 1985 г. «заказ 105» был спущен на воду, а его место на главном стапеле ЧСЗ занял второй корабль аналогичного типа — «заказ 106», поначалу опять-таки получивший название «Рига». Решение о его постройке по пр. 1143.5 было принято правительством в 1983 г., а в соответствии с правительственным постановлением от июня 1986 г. он строился по несколько доработанному проекту. ТАКР «Леонид Брежнев» 11 августа 1987 г. получил новое название «Тбилиси», а крейсеру «Рига» 19 июня 1990 г. было присвоено наименование «Варяг». Завершило череду переименований ТАКР пр.1143.5 присвоение 4 декабря 1990 г. тяжелому авианесущему крейсеру «Тбилиси» имени «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», чем, наконец, был признан вклад выдающего советского военно-морского начальника в дело создания авианесущего флота. 25 ноября 1988 г., сразу же после спуска на воду «заказа 106», на ЧСЗ состоялась церемония закладки следующего корабля, который должен был стать первый советским авианесущим крейсером с атомной энергоустановкой. Он получил наименование «Ульяновск» (заводской шифр - «заказ 107») и строился по новому проекту 1143.7, предусматривающему не только трамплинный, но и катапультный взлет самолетов. Проектирование его в НПКБ началось в 1983 г., а официальное решение о работах по АТАКР вышло год спустя. «Ульяновск» должен был обеспечивать размещение на борту увеличенного парка корабельных самолетов, в т.ч. достаточного количества самолетов РЛДН, что значительно повышало боевую эффективность корабельной авиации. С созданием «Ульяновска», наконец, удалось бы преодолеть многолетнее отставание от США в области постройки авианосцев...
ТАКР "Тбилиси" (справа) и достраиваемый на плаву ТАКР "Рига". 1989 г.