Оглавление Следующая

«Чайки» прошли полпути

Михаил Маслов

Летом 1941 года в истории истребителей бипланной схемы началась последняя заключительная страница боевой истории. Советская авиация, подтянутая в основной своей массе к западным границам СССР, имела таких двукрылых машин тогда, пожалуй, больше всех в мире. Истребители И-153 наряду с другим самолетом конструкции Николая Поликарпова - И-16 - составляли основу истребительной авиации ВВС РККА.

По состоянию на 22 июня 1941 года в западных округах насчитывалось 1300 истребителей типа И-153. Кроме этого, около трехсот «Чаек» и И-15бис входили в состав штурмовых авиаполков. Распределение машин по округам выглядело следующим образом:

ВВС Ленинградского военного округа — 179 самолетов И-153 (Истребительные авиаполки 7, 19, 26, 153, 154-й).

ВВС Прибалтийского военного округа — 284 самолета И-153 (Истребительные авиаполки 15, 21, 38, 42, 49, 148-й).

ВВС Западного особого военного округа — 241 самолет И-153 (Истребительные авиаполки 123,122,127,129-й). 

ВВС Киевского особого военного округа — 454 И-153 (Истребительные авиаполки 12, 20, 23, 46, 91, 92, 149, 164, 165-й).

ВВС Одесского военного округа - 143 И-153 (4 и 55-й авиаполки).

С учетом «Чаек», определенных в штурмовые авиаполки (61, 241, 74, 62, 66, 299-й), общее количество таких истребителей превышало третью часть всех советских потребителей, сосредоточенных на западной границе (4226 самолетов) и приближалось к полутора тысячам.

Кроме сухопутных войск истребители И-153 имелись и на советских европейских флотах. Хотя официально Министерство Обороны СССР называло цифру о наличии в авиации Балтийского, Северного и Черноморского флотов 687 истребителей типа И-153 и И-15бис, флотские данные: 350 самолетов, то есть почти ровно в два раза меньше. Связано подобное расхождение, с тем, что многие полки находились в стадии формирования.

22 июня 1941 года в ВВС Краснознаменного Балтийского Флота имелось 108 истребителей И-153 (12, 13, 104-я отдельные авиаэскадрильи и 71-й истребительный авиаполк), в ВВС Черноморского флота 76 И-153 (8, 9, 32-й авиаполки), в ВВС Северного флота 18 И-153 (72-й смешанный авиаполк, 147-й истребительный авиаполк).

Кроме вышеперечисленных соединений, самолеты типа И-153 имелись в резервных авиаполках, летных школах и на Дальнем Востоке. Практически всем этим машинам несколько позже также пришлось включиться в боевые действия.

I153001.jpg

22 июня 1941 года, на исходе самой короткой летней ночи немецкая авиация обрушила свой удар по советским аэродромам. Основная тяжесть нападения пришлась на войска Западного Особого военного округа. Здесь, на стратегическом направлении Минск - Москва начала боевые действия группа немецких армий «Центр», поддерживаемая 2-м Воздушным флотом в составе 1680 боевых самолетов. Для уничтожения советской авиации на земле были подняты в воздух не только бомбардировщики, но и все наличные истребители. Хотя основная задача нападающей стороне удалась, этот самый трагический день для ВВС РККА стал и днем наивысшего героизма и стойкости пилотов, управляющих краснозвездными машинами.

Западный округ прикрывал границу протяженностью 470 км от Гродно до Бреста включительно. На правом фланге этой линии обороны базировались подразделения 11-й смешанной авиадивизии. 122-й ИАП, имеющий 75 И-16 и И-153, стоящий на аэродроме в Скиделе, и 127-й ИАП, имеющий 72 И-153 на аэродроме в Августове (юго-восточнее Гродно) являлись хорошо подготовленными и сколоченными соединениями. Уже на рассвете истребители этих полков были подняты навстречу летящим немецким бомбовозам. Те самолеты, которые оказались в этот момент неисправными, немедленно подверглись бомбардировке и были уничтожены. Уже в первом бою истребителям 122-го полка удалось сбить четыре неприятельские машины. Первый бой «Чайки» 127-го полка приняли в районе населенных пунктов Черлена, Мосты, Гродно. Встретив большую группу фашистов, пилоты уничтожили семь вражеских самолетов, потеряв четыре своих.

В течение всего последующего дня, немецкая авиация, следуя группами от 10 до 30 самолетов, неоднократно подвергала бомбардировке все шесть аэродромов 6-й смешанной авиадивизии. В течение дня над этим районом не прекращались воздушные бои. В результате летчики 122-го и 127-го полков сбили 35 фашистских самолетов.

Командир эскадрильи 127-го ИАП лейтенант С. Я. Жуковский в течение дня девять раз поднимался в воздух, в девяти воздушных боях он сбил четыре неприятельские машины. Замкомэска А. А. Артемов в девяти вылетах сбил три самолета, замкомэска А. С. Данилов вступил в бой с 9-ю Ме-110, два из них сбил и третий, расстреляв все патроны, таранил своей «Чайкой».

Оглавление Следующая