Предыдущая Оглавление Следующая

PrR10010.jpg

Грубая посадка на Р-10. Треснула хвостовая часть фюзеляжа.

Уже в ходе освоения серийного производства, летом 1937 года Р-10 подвергся значительным изменениям. Было увеличено горизонтальное и вертикальное оперение, все рулевые поверхности переконструированы под дюралевую конструкцию, заменена технология многих деталей. Освоение машины шло медленно, из запланированных 700 штук завод в 1937 году выпустил лишь 27 Р-10. Эти первые самолеты попали для освоения в 43-ю авиабригаду.

Летным составом новый разведчик был встречен в целом положительно. После привычных Р-5 и P-Z самолет стал определенным шагом вперед. Закрытая кабина, убирающиеся шасси, приличная, до 400 км/ч скорость. При освоении самолет сложности не вызывал, на взлете и посадке — достаточно прост и устойчив. Р-10 мог выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа, крутил мертвые петли и перевороты. Вираж делал за 18 секунд, то есть немного отставал от истребителей. И все-таки имел недоделки и слабые места. Поэтому, в течение 1938 года Р-10 продолжал дорабатываться. Был поставлен двигатель М-25В с новым выхлопным коллектором, дополнительный бензобак в верхнем обтекателе за кабиной летчика, радиостанция РСР, турель MB-3 с измененным экраном.

С такими улучшениями с 1938 года самолет стал выпускаться и в Саратове на авиазаводе № 292 («Саркомбайн»). Сделали за этот год там 15 машин. Харьковский авиазавод в 1938 году изготовил 100 Р-10, в 1939 году довел выпуск серийной продукции до 229 самолетов, Саратов до 102. Продолжались доработки Р-10 и в этом году. Однако уже без автора и конструктора самолета. Иосиф Неман в это время находился в тюрьме НКВД. Арестованный, как и многие другие работники авиапромышленности по обвинению во вредительской деятельности, он так и не смог вернуться к любимому детищу.

Главным конструктором по Р-10 в Харьков был назначен инженер Дубровин. Доработки машины в 1939 году велись под его руководством. В этот период на Р-10 внедрены протектированные бензиновые баки, новые посадочные щитки, жалюзи лобовой части двигателя, кок-обтекатель воздушного винта. Установлена бронеспинка, новые козырек пилота и прицел, колеса 800x200 (ранее ставились 800x120 и 800x150). Последние серии машин выпускались и с двигателем М-62. Из выпущенных в 1940 году Саратовским авиазаводом 18 экземпляров Р-10, несколько машин оснащались двигателями М-62.

Нужно сказать, что серийные Р-10, хотя и считалось, что летали на максимальных скоростях около 400 км/ч, на самом деле редко приближались к этой скорости. Обычно она равнялась 370 км/ч на высоте 3000 м.

Одним из вариантов улучшения характеристик самолета была установка нового двигателя М-62, другим — улучшение аэродинамики. Все эти варианты улучшений предполагалось использовать в проектах ХАИ-50 и ХАИ-51. В 1939 году, уже при главном конструкторе Дубровине, реализован вариант под обозначением ХАИ-52. Именно эта машина должна была заменить в серийном производстве быстро постаревший Р-10.

PrR10011.jpg

Аварийная посадка.

Предыдущая Оглавление Следующая