Силовая установка «Т. 188» состояла из двух ТРД фирмы Бристоль-Сиддли «Джайрон Юниор». Каждый из них развивал тягу 4535 кгс у земли, 6350 кгс при включении форсажной камеры на высоте 10 500 м (М = 1,8) и 9000 кгс на высоте 12000 м (М = 2,5). Входное устройство каждого двигателя имело подвижный центральный конус, противопомпажные створки и управляемый сопловый аппарат. Длина гондолы в исходной конфигурации 9,5 м, диаметр 1,15 м.
Программа исследований «Т. 188» заключала вопрос оптимизации взаимного расположения воздухозаборников ТРД относительно носового заострения фюзеляжа и законцовок крыла. Модульная конструкция гондол двигателей позволяла изменять положение воздухозаборников по продольной оси за счет сменных кольцевых секций (модулей) различной длины и таким образом трансформировать аэродинамическую компоновку самолета поэтапно, от полета к полету. Систему ударных волн, садящихся на носовом коке фюзеляжа, было возможно использовать для дополнительного поджатая потока в воздухозаборниках. Такое явление характерно для конкретной скорости полета машины, когда конический скачок уплотнения проходит через плоскость воздухозаборника и при незначительном изломе у обечаек гондол присоединяется к законцовкам крыла. Такой режим полета считался наиболее экономичным при М = 3.
Волновой кризис на «Т. 188» преодолевался с помощью форсажа двигателей либо за счет использования дополнительных ускорителей. Изменению продольной балансировки можно было противопоставить только быструю автоматическую перекачку топлива из передних баков в хвостовые. Это привело к тому, что самолет, при всех его энергетических возможностях, на расчетные значения скоростей не вышел и эксперименты с ним были прекращены.
В отличие от ОКБ-256 П. В. Цыбина, фирме Бристоль работать никто (по большому счету) не мешал — ни влиятельные конкуренты, ни ракетчики-космонавты, ни собственное правительство... Экспериментальный самолет «Т. 188» пал жертвой своего же несовершенства, не испытав на себе и своих создателях чудовищного воздействия социалистического соревнования, как это случилось с «PC», «PCP» и ОКБ завода № 256.
Основные летно-технические характеристики самолета «Тип 188» | |
Год выпуска | 1962 |
Силовая установка | 2 х «Джайрон Юниор» |
Тяга, кгс: | |
у земли | 2 х 4335 |
на форсаже при Н= 10 500 м | 2 х 6350 |
на форсаже при Н= 12 000 м | 2 х 9000 |
Скорость максимальная на Н= 12 000 м, км/ч | 2650 (М = 2,5) |
Потолок практический, м | 22 000 |
Скорость посадочная, км/ч | 230 |
Площадь крыла, м2 | 36,83 |
Взлетная масса, кг | 11 050 |
Масса пустого самолета, кг | 6000 |
Запас топлива, кг | 4700 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 300 |
Тяговооруженность | 0,4-0,5 |
Весовая отдача, % | 45,7 |
Bristol Type 188