Предыдущая Оглавление Следующая

Долгое время к числу пилотов, совершивших таран 22 июня, причислялся Н.П. Игнатьев - командир звена 728-го ИАП. В глаза сразу же бросается "большой" номер полка. Ведь сформированные в первые дни войны полки из летчиков-испытателей получили порядковые номера 401 и 402, а следовательно 728-й сформировали позже. Это подтверждает и сам Н.П. Игнатьев. Он таранил Ju-88 над Харьковом месяц спустя - 20 июля [3.1].

Даже по истечении 50 лет подлинные причины трагедии июня 1941 г. все еще остаются покрытыми мраком. До сих пор нет единого мнения о масштабах наших потерь. Читатель уже знаком с подсчетами В.Бабкина и П.Кирсанова. Несмотря на то, что приведенное ими количество побед наших пилотов в воздухе не выдерживает критики - общие потери дня можно принять за основу.

Итак, ВВС Западного особого округа потеряли 738 самолетов [2.10], Киевского -301 [1.21], Прибалтийского - 56 [2.13] и Одесского - 47 [2.10] ( по другим данным 23 [1.4] или 30 [1.5]). Итого общие потери составляют 1142 самолета без учета 32, поврежденных на аэродромах в Прибалтике. По В.Бабкину потери наших ВВС составили 1160 самолетов [2.10] (также встречается цифра в 1200 машин). Из них около 800 было уничтожено на земле, более 300 сбито в воздухе. Весьма любопытно сопоставить приведенные данные с цифрами, появлявшимися в западных публикациях, базирующихся на документах "люфтваффе". Они оценивают наши суммарные потери в 1489 самолетов, включая 322 сбитых в воздушных боях и зенитной артиллерией [2.11]. Весьма примечательно, что потери в воздухе, заявленные обеими сторонами, практически совпадают. Количество наших машин, уничтоженных на земле, несколько отличается. Здесь, очевидно, правы обе стороны. Советская учитывает только уничтоженные боевые самолеты, исключая из их числа учебные машины, тогда как германская статистика зафиксировала как уничтоженные, так и поврежденные, включая учебные самолеты и макеты.

Но даже после столь больших потерь ВВС Красной Армии вовсе не утратили количественное превосходство над противником! Только в западных округах у нас все еще оставалось более 8000 самолетов против 4500 немецких и румынских. Преимущество весьма солидное. Если сравнивать только истребители, то наш перевес еще более ощутим. Да, основная масса наших машин уступала по своим характеристикам самолетам противника - об этом много написано. Но как бы не критиковали наши "чайки" и "ишаки", именно на них были достигнуты рекорды результативности! Бесспорно, уступая противнику в скорости, наши "ветераны" имели и свои положительные качества- И-16 типов 17 и 27 по тому времени были вооружены что называется "до зубов', имея 2 пушки и 2 пулемета. "Чайки", вооруженные крупнокалиберными БС, так же были грозным соперником. Так что принижать значение наших устаревших на то время самолетов и не учитывать их при подсчете баланса сил -значит грешить перед истиной.

Советские пилоты, одержавшие более двух побед 22 июня 1941 г.

№ n/п

Фамилия, имя, отчество, дата рождения/смерти

Кол-во побед

Кол-во боевых вылетов(БВ). воздушных боев(ВБ)

Типы уничтоженных самолетов противника

Тип самолета

№ полка № дивизии район дислокации

1

Калабушкин Иван Ник. 1 15-12,04.1985

Збв, Звб

Bf-109 2 шт., Ju-88 2 шт., Не-111

И-153

123 ИАП 10 СмАД Кобрин-Пинск

2

Данилов Андрей Степ. 1910

4л, Т

2бв, 2вб

Не-111, Ме-110 З шт.,

И-153

127 ИАП 11 СмАД  Гродно

3

Мокляк Ал-ндр Игнат. 1912 -22.06.41

4л, т (Зл+1гр)

2бв, 2вб

Не-111, SM-79 З шт.

И-16

67 ИАП Бессарабия

4

Жуковский С. Я. ?

4?

9бв, 9вб

?

И-153

127 ИАП 11 СмАД Гродно

5

Бояршин Николай ? -7.06.41

ббв, бвб

?

?

? Ионава (Каунас)

6

Сурин Борис Ник ?

Зл

? 4вб

?

И-153

132 ИАП 10 СмАД Кобрин (Пинск)

7

Артемьев А. А.

Зл

9бв ?

И-153

127 ИАП 11 СмАД Гродно

8

Довженко Алексей

Зл

?

?

МиГ-3 МиГ-1 ?

15 ИАП 7

9

Бутелин Леонид Геор. 1919-22.06.41

2л ,Т

?

Ju-88 2 шт.

И-153

12 ИАП 64 ИАД Ивано-Франк.

10

Гудимов Степ. Митроф. 1913-22.06.41

2л,Т

?

Не-111 2 шт.

И-16

33 ИАП 10 СмАД Пружаны

11

Лобода Василий Серг. 1915-22.06.41

2л,Т

2бв ?,1вб

Bf-109 2 шт.

И-16

10 ИАП Шауляй

12

Панфилов Евг. Макс. 1920-12.08.42

2л,Т

?

Bf-109 2 шт.

МиГ-3

Миг-1 ?

126 ИАП 9 СмАД Белосток

13

Протасов Анат. Серг. 1909-22.06.41

2,Т

1бв

бомб-к, Bf-109

СБ

16 СБАП 11 СмАД Гродно

14

Кузьмин Петр Алекс. •э-22.06.41

2 ?,Т

бвб

бомб-ки

И-153

127 ИАП 11 СмАД Гродно

15

Карманов Афанас. Геор.* 1907-23.06.41

?

Ju-88, Bf-109

МиГ-3

4 ИАП 20 СмАД Кишинев-Григориополь

16

Дроздов И.И.

5бв,9вб

?

И-153

127 ИАП 11 СмАД Гродно

17

Асташкин Мих. Егор." 1908-14.09.41

2бв, ?

Do-215, Ju-88

И-16

69 ИАП 21 СмАД Одесса

18

Захаров Георг. Нефед." 1908

2бв, ?

Ju-88 2 шт.

И-16

43 ИАД Минск

19

Завгородний ?

2

?

? бомб-к

И-153

123 ИАП 10 СмАД Кобрин-Пинск

20

Савченко М.Ф. ?-?.09.41

?

?

И-153

123 ИАП 10 СмАД Кобрин-Пинск

21

Гаркуша

2

?

?

И-16

21 ИАП 6 СмАД Рига

22

Комиссаров

2

?

?

И-16

21 ИАП 6 СмАД Рига

23

Овсянников ?

2

?

Bf-109 2 шт.

И-16

21 СмАД сев.-зап. Одессы

1 - Герой Советского Союза; л - личные победы;

Т - Воздушный таран, совершенный 22 июня 1941 г; гр - победы одержаны в группе.

22641007.jpg

Разбор полетов у пилотов ВВС Балтфлота в последние предвоенные дни

Причины нашего поражения вовсе не в малом количестве и плохом качестве техники, а в неумении ее использовать. При грамотной и эффективной постановке дела советские ВВС были вполне способны не только на равных противостоять агрессору, но И нанести ему сокрушительное поражение В воздушных боях 22 июня немецкие ВВС, несмотря на внезапность нападения, потеряли до 300 самолетов и еще около 50 были сбиты средствами наземной ПВО*****. Так что потери противникам воздухе если и не превзошли наши, то были никак не ниже.


****** Полных данных по ПВО нет, однако известно, что 22 июня 374-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион к-на Ф.С.Демина, прикрывая Ковель, уничтожил 13 самолетов; 509-й зенитно-артиллерийский полк майора В.А. Герасимова над Львовом сбил 11 самолетов.

Предыдущая Оглавление Следующая